Опубликовано: 2700

"В уличных сценах Бонд носил рубашку C&A и брюки Zara"

"В уличных сценах Бонд носил рубашку C&A и брюки Zara"

Интервью с дизайнером костюмов Бондианы Линди Хемминг.

В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка "Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда". О подробностях ее создания и стиле культового киноперсонажа одного из кураторов проекта, рассказывает оскароносный дизайнер костюмов Линди Хемминг, работавшей на пяти фильмах Бондианы.

Два года назад выставка вызвала ажиотаж в лондонском Барбикан Центре. Что стало отправной точкой для ее создания?

Идея создания экспозиции частично принадлежит мне. Я подумала, что было бы интересно показать ход создания фильма с точки зрения его дизайна шаг за шагом. На севере Лондона расположен большой архив Бондианы. Единственная его хранительница — Мэг. Она королева этих пыльных, вовсе не гламурных коробок, набитых скетчами, эскизами, фотографиями и прочими сокровищами, ставшими иконами современного киномира. Архив довольно разношерстен и нелогично организован, но только здесь можно найти разнообразные предметы, так или иначе связанные с созданием картин о герое Яна Флеминга. Костюмы из фильмов, представленные на выставке, — тоже оттуда. Большинство из них оригинальны и участвовали в съемках, а четыре или пять мы для нее реконструировали.

"Бонд — аристократ, актеры в большинстве своем — пролетарии. Шона Коннери заставляли спать в костюме, сшитом на Сэвил-Роу, чтобы он привык вести себя естественно"

Мы хотели показать, как элементы дизайна, искусства, эскизов преобразуются в киноленту. Возможно, молодым людям станет понятнее, как из рисунков и сюжета — чистых идей — возникает динамическое киноизображение. К примеру, сначала мы придумываем, что в руках героя взрывается ручка, потом изобретаем этот предмет, овеществляем его и вводим в ткань фильма.

Шон Коннери

Одна из задач выставки — привлечь внимание молодых людей к Бондиане. Но, может, для этого поколения герой вовсе не шпион времен Холодной войны?

У них, конечно, есть свои герои. Но людей, которым интересно, как именно делается кино, как идея — а это и есть дизайн — превращается в эскизы и объекты, заинтересует и эта экспозиция. Я работала над пятью фильмами о Бонде и этой выставкой могу многое рассказать не только об "агенте 007", но и о кино в целом. Это не школа дизайна, а особый взгляд на Бондиану.

"В уличных сценах, да, Бонд у меня и в рубашке C&A появляется, и в брюках Zara — они просто не важны для характеристики героя в данный момент"

Выставка посвящена стилю Бонда. Как вы сами его определяете?

Это расслабленная и комфортная элегантность. Моя истинная страсть в одежде — портновское искусство. Мне всегда было интересно показать мужчинам, как прекрасны костюмы. Именно они в огромной степени определяют образ Бонда, но Джеймс всегда сам носит одежду, никогда не позволяет ей затмевать себя. Сам по себе Бонд не привязан к моде, она может поставить его в тупик. Он как персонаж, в отличие от актеров, которые его играли, или людей, которые хотели быть на него похожими, представляет класс, в котором не так важно, насколько дорогая или стильная у них одежда, потому что высшее качество и эксклюзивность этих вещей были сами собой разумеющимися. Он следует качеству, не моде. Элегантность Бонда вневременная. Этот стиль несколько изменился в последних фильмах, но остался сердцевиной образа.

Между Бондом и актерами, которые его играли, — пропасть. Бонд — аристократ, актеры в большинстве своем — пролетарии. Шона Коннери заставляли спать в костюме, сшитом на Сэвил-Роу, чтобы он привык вести себя естественно. То же самое сейчас происходит с мужчинами, которые смотрят Бондиану. Они восхищаются Бондом, однако не способны воспроизвести его стиль. Но динамика, которую актеры вносят в его образ — тот же Коннери и Дэниел Крейг в последних фильмах, — невероятно способствует его иконизации. Их первобытная, животная энергетика, сексуальность, харизма способны оживить костюм. Роджер Мур умел носить костюмы, ведь он работал моделью долгое время, но у него не было этой сексуальности в движении, взгляде, жестах. Его Бонд более интеллектуален, с юмористической ноткой.

Роджер Мур

Тимоти Далтон

Замечаете ли вы, что ваша работа, ваша страсть к портновскому мастерству влияют на зрителей и обращают их в веру в стиль?

Если отвечать быстро, я бы сказала: нет. Британцы стараются изо всех сил найти и купить правильный костюм. Не скажу, что это моя заслуга, это дело рук Бонда. Его поклонники стремятся воспроизвести в своей жизни его стиль, привычки, носить такие же вещи. Так что по размышлении скажу: да! Если бы фильмы не оказывали влияния на людей, такие крупные марки, как Omega, не были бы заинтересованы в сотрудничестве с нами и не предлагали бы сделать все, что необходимо, по высшему разряду. Как дизайнеру по костюмам мне нужно создать максимально убедительный образ. Представить себе, как выглядят костюм, обувь, носки, прическа, и сделать их именно такими, как того требуют обстоятельства существования героя. Только полное погружение художника по костюмам в героя заставит зрителя поверить в актера, в персонажа. И если это происходит, мы получаем высшую оценку своей работы.

"Роджер Мур умел носить костюмы, ведь он работал моделью долгое время, но у него не было сексуальности в движении, взгляде, жестах. Его Бонд более интеллектуален, с юмористической ноткой"

Пирс Броснан

Парадоксальным образом стиль Бонда оказался люксовым воплощением стиля нормкор в декорациях высшего света. Он одет в вещи без индивидуальности: белая рубашка, правильные брюки, узнаваемые часы — предметы, которые должны быть у мужчины, статусные, но неброские.

Как в этой ситуации дизайнер по костюмам определяет верность интонации вещи и правильность бренда?

С детства я наблюдала за людьми. Моя работа заключается в том, чтобы замечать, как одеты люди, принадлежащие к разным сословиям. Обувь может быть John Lobb или Church's, а может быть и безымянной марки, но будет выглядеть так, как должна. В малобюджетных фильмах или при съемках экшенов приходится использовать не дорогостоящие вещи, а похожие на них заменители, которые, впрочем, глаз не воспринимает дешевкой. Но что касается костюмов, в моих фильмах Бонд всегда носил Brioni. Более бюджетные версии не давали на гигантском пространстве киноэкрана реалистического ощущения, не вызывали веры в происходящее. В уличных сценах, да, Бонд у меня и в рубашке C&A появляется, и в брюках Zara — они просто не важны для характеристики героя в данный момент. В "Кванте милосердия" Бонд на мотоцикле несется по улице и на ходу срывает одежду с веревки. Понятно, что ему под руку подворачиваются рубашка C&A, брюки Marks & Spencer, дешевая футболка — вещи-невидимки.

Бонд — исключительное воплощение британского характера. Как случилось, что его не превратили в ходячую витрину английской моды?

Действительно, Бонд долго носил костюмы Brioni, а сейчас одевается у Tom Ford — американца, реконструирующего классические приемы европейских портных. Но ведь если бы Бонд был русским, он ведь тоже наверняка не носил бы одежду только русских марок, особенно в наши дни, не так ли? До Пирса Броснана Бонд носил только британские марки. Но моя идея была в том, что Бонд — шпион мирового масштаба, он путешествует по миру, видит больше прочих и одевается в лучшее в той стране, куда его заносит служба Ее Величеству. Он космополит от стиля. К тому же в сердце британской торговли Harrods можно купить одежду со всего света, а мастера на Jermyn Street используют итальянские ткани для самых английских костюмов и рубашек. Я считаю, что времена British only в глубоком прошлом.

"В малобюджетных фильмах или при съемках экшенов приходится использовать не дорогостоящие вещи, а похожие на них заменители, которые, впрочем, глаз не воспринимает дешевкой"

Zorin (Кристофер Уокен) и May Day (Грейс Джонс)

Если перевести смысл Бондианы на язык моды, то это окажется история противостояния и взаимовлияния классической элегантности (Бонд) и футуризма с этническим налетом (злодеи). Вы согласны с этим?

Костюмы злодеев в Бондиане — это история о чужих. Это очень английская история: рассказать о злодее в терминах чужака, иностранца, иного, не своего. Традиция началась еще с Фу Манчу (персонаж писателя Сакса Ромера, воплощение злого криминального гения — прим. ред.), которого сыграл Борис Карлофф. Китель Мао, наряд в стиле Неру, русская косоворотка, индийский костюм — все, что не похоже на британское, что выбивается из островной традиции деталями, превращается в совокупный образ чужого. У нас на выставке несколько костюмов злодеев. Один из них носил Джонатан Прайс, сыгравший медиамагната Эллиота Карвера. Это пальто Kenzo. Есть и костюм Джозефа Уайзмена — доктора Но. По ним прекрасно видно, как наше сознание определяет чужих, не похожих на нас людей, которых стоит бояться. Ирония в том, что выставка открывается сейчас в Москве, которую мы долгие годы считали главным злодеем. Что ж, Россия больше нам не враг. По крайней мере, на этой неделе. (Смеется.)

Хавьер Бардем


Дэниел Крейг

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи