Опубликовано: 720

Поэзия в круге, или Точка возврата Сергея Калмыкова

Поэзия в круге, или Точка возврата Сергея Калмыкова

 С 29 апреля в галерее Ретро проходит выставка рисунков Сергея Калмыкова.

Сергей Калмыков был и остаётся легендой нашего города. Многие алмаатинцы старшего поколения встречали его в парках, на улицах, базарах. Встречали и, конечно, запоминали на всю оставшуюся жизнь. Так необычен был облик его, так диковинны были его одежды. Мало, кто знал тогда, что это – гениальный художник, чьи произведения надолго переживут его и составят гордость нашего отечественного искусства. Гениальный художник, который и к созданию своего облика подходил творчески, задолго предвосхитив популярный ныне боди-арт. В одном из своих многочисленных дневников он писал, что на сочинительство своих костюмов его толкает серая повседневность («ползёт по Земле большая серая масса, и вдруг – яркое пятно: это Я вышел на улицу»). Вот таким ярким и неординарным запомнился этот человек.

Как неординарен был он сам, так же неординарны и его произведения. Он был очень продуктивен, работал много и оставил после себя огромное, исчисляемое тысячами, количество произведений разных видов и жанров. Он был живописцем, графиком, сценографом, писателем, драматургом, сценаристом… Он был Философом с самой большой буквы. Все его произведения полны поэтики и высокого символизма. Он был Поэтом в жизни и искусстве.

Люди, животные, растения, замки, острова, моря и океаны в его трактовке – это возвышенные существа, ради которых он и созидал свой мир. Эти слова относятся не только к его фантазиям, но и к тем натурным зарисовкам, которых так много в его творческом багаже.

На нашей выставке мы показываем целый ряд его удивительных композиций на тему нашего города, того, современником которого он был, и о котором ностальгируем мы сегодня. Улицы, далеко не всегда покрытые асфальтом, переплетения проводов на столбах, замершие, словно в ожидании чего-то, дома, и в центре этого – шапито со слегка провисшим брезентовым пологом, под которым живёт волшебство, зовущее и привлекающее. Ничего внешне блестящего в этих композициях нет, но в них столько бережного и строгого внимания, что они притягивают и заставляют вспомнить детство и всё то, что человеку дорого. Это – поэзия. Поэзия без барабанного треска, а душевная, сродни, наверное, колыбельной.

Так можно говорить практически о каждом произведении в нашей сегодняшней экспозиции. Все его композиции искренни и привлекают зрителя своей первозданностью.

Это сам автор – Сергей Калмыков – демонстрирует нам то, что было для него близким и интересным.

Сергей Иванович Калмыков (1891-1967) родился в Самарканде. В двадцать лет приехал в Петербург, где учился в художественной школе В.Н.Званцевой у К.С.Петрова-Водкина и М.В.Добужинского. Затем – Оренбург, оттуда наездами в Москву (1925 год – участие в выставке общества «Жар-Цвет»). Работал художником Средне-Волжской передвижной оперы и делал костюмы и афиши для Оренбургского театра и цирка. В 1935 году был приглашён в Казахстан для работы в только что созданном музыкальном театре (ныне – Казахский академический театр оперы и балета имени Абая), где проработал много лет. Здесь, в Алма-Ате, и закончился его жизненный путь.

Иллюстрация: www.izvestia.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи