Опубликовано: 1602

Под сводами театра оперетты (фото)

Под сводами театра оперетты (фото) Фото - автора

Свершилось еще одно значимое событие для нашего региона и республики – Карагандинский академический театр музыкальной комедии открыл новый театральный сезон премьерой оперетты И.Кальмана «Принцесса цирка».

Этот поистине превосходный подарок преподнесли всем нам режиссер-постановщик, народный  артист России Юрий Александров, народный художник России Вячеслав Окунев и балетмейстер «Санкт-Петербург опера» Надежда Калинина. Только полтора года назад  мы в восхищении по нескольку раз смотрели мюзикл «Труффальдино» в постановке этого «звездного трио», а сейчас весь город три месяца ожидал новый подарок судьбы.

Именно свыше было предопределено, как утверждает сам мэтр Юрий Александров, что они вновь оказались в Караганде. «Я не берусь за оперетты, это запретный плод для меня. Большее предпочтение отдаю операм, но КАТМК покорил меня еще в 2005 году, когда я ставил здесь  «Сильву». Уровень сегодняшней  труппы очень высок – вокалисты мирового уровня, такие, как Андрей Школдыченко. Это поистине звезда. Театр работает, растет, а артисты не щадят себя для новых постановок, очень увлеченные, молодые и, конечно же, профессионалы».

Юрий Исаакович не любит говорить о том, что необычного в его новой постановке, какие акценты расставлены иначе, чем предполагалось. Но «наша» «Принцесса цирка», а это действительно так,  превосходит по стройности и оригинальности все известнейшие спектакли  по этому сюжету.

Такой трактовки придерживается и дирижер-постановщик из Минска Николай Макаревич, приглашенный Амантаем Ибраевым на этот проект.  «Я начинал свою творческую биографию дирижера именно с «Принцессы цирка», и сейчас праздную своеобразный музыкальный юбилей  ею же. Сотни раз я стоял за пультом на этой оперетте и хочу в вашу «Принцессу» вдохнуть самое лучшее исполнение и звучание оркестра». Нужно отметить,  что Николай Макаревич оправдал ожидания, а его мастерство выше всех похвал. Честно говоря, я тоже не могла представить, что еще можно привнести в известнейший сюжет великолепной оперетты, не сходящей со сцен театров мира почти сто лет. Да и в нашем театре 27 лет назад уже была такая постановка. Но только занавес открылся, как все сомнения и вопросы были низвергнуты напрочь, потому что это было иного рода совершенство. На одном дыхании пролетели два часа, кроме улыбок и восхищенно горящих глаз ни у кого в зале не было ничего иного. Аплодисменты не смолкали на протяжении всего действия, зрители вскакивали с мест и скандировали в едином порыве «Браво!». «Труффальдино» потряс всех нас, а «Принцесса цирка» изумила изяществом и остроумием, отточенностью движений и великолепной актерской игрой. «Звездное трио» превосходно знает свое ремесло! Бесценный подарок от них поистине мирового уровня. Мистер Икс Андрея Школдыченко  - это алмаз в огранке КАТМК, заботливо взращенный Амантаем Ибраевым и Николаем Дзехом.  Сам Андрей еще толком и не осознает, какой он вокалист, потому что смущается перед журналистами, по-прежнему не совсем доволен собой, хотя уже лауреат международных конкурсов в Москве и Екатеринбурге. Но лоск образа  Мистера Икс  не покинет этого талантливого артиста, на которого  «уже давно идут!» зрители региона, республики и стран СНГ. Он великолепен, его голос завораживает и покоряет, а образ сделан так искусно, что сам Александров аплодировал его игре. А такая похвала дорогого стоит! В этой постановке «Принцессы цирка» много актерских побед. Это и яркая Теодора Анны Беспаловой, своей поистине королевской осанкой, красотой  и прекрасным вокалом  изумившая публику.

Солистка театра уверенно покоряет одну театральную вершину за другой – ведущие партии в опереттах, мюзиклах и операх ей удаются замечательно и профессионально. И постановщики, и зрители единодушны во мнении, что самая лучшая на постсоветском театральном пространстве каскадная пара – это Мари (Елена Федорова) и Тони (Вячеслав Лепницкий). Они не скатились на шутовское цирковое озорство, которому можно поддаться в этих образах, а естественно «живут» в молодом задоре и восторге любви. 

Еще один мастерски выписанный образ нельзя не обойти  вниманием. Это Пуассон в исполнении Александра Брауна. Талантливейший артист, можно сказать самородок, тонко чувствующий грань возможного и недозволенного в образе. Природный артистизм его изумителен, а Пуассон то гротескно игрив, то лукаво коварен, то обнажен в своих низменных страстях. Это стоит смотреть!

В этот раз оперетта откровенна и в световых решениях. Как отмечает Юрий Александров, «театр установил новое оборудование, благо сцена уже в его, во всей своей двусмысленности,  принадлежности. А ведь нужно и новое штанкетное хозяйство и многое еще что сделать, а до конца театр ничего не имеет. Такое положение только обескураживает, ведь театру нужно дальше расти и двигаться вперед.

Сценография Вячеслава Окунева вне критики. Пространственное решение,  создаваемое грандиозной аркой, превращающейся мгновенно  то в свод цирка, то в зеркальный потолок театрального  зала, то плафоны в форме шара ресторана «Зеленый пеликан»,  просто и оригинально. Тем более что эта конструкция  вмещает в себя шесть треугольников, вращающихся в зависимости от ситуации, расположенных полукругом и создающих объем в его странной легкости и сменяемости, то полуприкрытых и выпускающих через зеркальные грани балетные пары, то распахнутых в клубах цветного тумана. Но в  свете софитов, в тончайшей подсветке спадающих зеркальных нитей, прозрачных занавесей  все на сцене становится осязаемым и в то же время парящим.

Вот в кульминационный момент на цирковых кубах в центре сцены размещаются клоуны и клоунессы,  выхваченные в замедленной игре ослепляющим светом, как бы акцентирующим внимание на призрачность, но контрастность самой жизни.  А вот в приглушенном свете около зеркальных стен скользят вальсирующие пары, а их отражение создает впечатление большого зала и огромного количества танцующих, хотя на сцене всего восемь артистов балета. Но вы уже в мире старинных балов, изысканных приемов и блеска роскоши. А вот вновь арена цирка, и красный бархат кулис вас объемлет и будоражит. А вот зелень пальм и легкая лазурность далекого, возможно и  водного ландшафта. Каждый увидит то, что навеет ему  обворожительная музыка Кальмана и сюжет венской оперетты.

Молодой хореограф Надежда Калинина смогла воплотить на сцене самые оригинальные пластические этюды: от цирковых акробатических  до классических балетных. В смелости и талантливости ей не откажешь.  Такой я увидела «Принцессу цирка» в одном составе артистов театра. А другой  состав – «это, по утверждению удивительного режиссера Юрия Александрова, совсем иная история. Но нужно смотреть обе!» С открытием нового театрального сезона, КАТМК!

Первый состав

Первый состав

Первый состав

Первый состав

Первый состав

Первый состав

Первый состав

[X]