Опубликовано: 3800

Персональная выставка Тургынбай Болата Сырлашулы «Самурык»

Персональная выставка Тургынбай Болата Сырлашулы «Самурык»

10 декабря 2010 года в  зале Союза Художников Республики Казахстан открылась персональная  выставка члена СХ РК, профессора, преподавателя КНАИ им. ЖургеноваТургынбай Болата Сырлашулы «Самурык».

Тургынбай Б.С. родился в 1960 г. в Сарыагашском районе Южно-Казахстанской области. В 1981 году окончил художественное училище им. А. Кастеева в городе Чимкент. В 1989г., после завершения учебы в Театрально-художественном институте г.Алматы, Болат Сырлашулы преподает в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова. В 1995 г. Тургынбай Б.С. стал членом Объединения молодых художников РК, а в 1998 г. вступил в члены Союза художников Республики Казахстан. Рекомендации в Союз художников были даны: доцентом - членом СХ РК К.Оспановым, скульптором - членом СХ РК Жунисбаевым М.С, известным графиком, членом СХ РК, профессором, доцентом, первым секретарем СХ РК Ордабековым Т.  

С 1990 года, Тургынбай Б.С. является активным участником республиканских и международных выставок: 1992 - республиканская молодежная выставка «Жигер»; 1992 – дни Казахстана в Бельгии; в 1993 в зале СХ РК была проведена первая персональная выставка «Жангырык»; в 1993 – персональная выставка в Государственном музее РК, Алматы; в 1994 – молодежная выставка СХ РК, Алматы; в 1996 г., Международная выставка молодых художников ГМИИ им А.Кастеева, Алматы. Произведения автора изданы в альбомах и каталогах «Тотем», «Душа Казахстана», «Антология искусства Казахстана», «Қазақ оюының ғарышы». Работы автора находятся в Центральном музее республики, в галереях, и в частных коллекциях Великобритании, Франции и т.д.  

Произведения Болата Сырлашулы легко узнаваемы, так как автор выработал свой особенный стиль близкий по духу каждому казаху. Авторский метод легко прочитывается в его работах, открывает по-новому привычные образы, которые художник наполняет волнующим поэтическим смыслом - «Алгашкы жорык», «Хикая», «Шие». Увлекательна картина «Сыбага», ее сюжет – «казахское гостеприимство». Композиция развертывается повествовательно, в том же порядке, в котором происходит событие. В центральной части холста помещено изображение людей, сидящих за дастарханом. В казахском мировоззрении «дастархан» - стол, за которым собирается семья и чьим украшением являются гости - это символ гостеприимства и благоденствия, своего рода центр мирового (семейного) порядка. Плоскостное построение композиции напоминает восточные ковры. Важную роль играет ритмический рисунок живописных форм - выразительный, объединяющий отдельные элементы композиции в целое. Своеобразие пластического языка основывается на контрастности цветовых пятен и ритмическом строе линий, образующих выразительно обобщенные образы – символы.

В творчестве Тургынбая сочетается профессионализм художника и интуиция народного мастера. Художник откровенно восхищается глубокой народной мудростью, ее одухотворенностью, точно передовая это через лаконичную простоту средств выражения, а народный мастер воплощает в почти традиционных пластических формах подобные размышления. Произведения Тургынбая без сентиментальности и экзальтации рассказывают о жизни, судьбе, особенностях мировосприятия казахского народа.

В живописном отношении интересна картина «Кузги бак», выполненная в золотисто коричневой «осенней» гамме с добавлением звучных красных, синих и зеленых тонов. Здесь автор намеренно упрощает предметы, все свое внимание, уделяя цветовым отношениям. Охристая степная гамма становится наиболее убедительной в сочетании с разными оттенками зеленого, синий же употребляется намеренно для усиления четкости контуров. В работе «Курак корпе» в образе девушки художник создаёт художественно-пластическую идею молодости, свежести, чистоты. Ощущение от вырастающих на глазах линий ассоциируется с вьющимся растением. Поэтика, прочитывающаяся в композиционном решении, сочетается с внутренней взволнованностью и целомудренной сдержанностью всего произведения. К такой же гармонии соответствий и контрастов стремится Тургынбай, когда обращается к современным мотивам.

Композиция «Аль–Фараби даңғылы» выполнена в утрированно реалистическом стиле, контрастирующем с национальными интонациями, переданными ритмической организацией красных, фиолетовых, зеленых, оранжевых, густо – синих пятен, складывающихся в подчеркнуто декоративное целое. Загадочные свойства цвета уже давно привлекали внимание художников. В каждом произведении Тургынбая Б.С. цвет не только «окрашивает» поверхность предмета, но, как будто вселяясь в самую душу художника или зрителя, то веселит ее, вызывая восторг, то печалит и омрачает. Сам художник говорит, что сочетания неповторимого живописного строя, своеобразная ритмика и богатая красочность напоминают ему детство, родной южный аул, где прошли беззаботные счастливые дни.

На выставке представлено только незначительная часть большого и многогранного творчества художника. Тем не менее, представленная экспозиция свидетельствует о том, что живопись Тургынбай Болата Сырлашулы имеет собственный голос в симфоническом разнообразии авторских стилей казахстанских мастеров. 

Выставка продлится до 31 декабря 2010 года.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи