Опубликовано: 1500

Откровения на Фудзияме

Откровения на Фудзияме

В театре Лермонтова состоялась премьера спектакля по пьесе Ч.Айтматова и К.Мухамеджанова «Восхождение на Фудзияму».

Премьера довольно неожиданная, ведь пьесе почти 40 лет. Написана она при развитом социализме, как мы тогда говорили… Когда-то пьеса с триумфом прошла по стране, но ведь времена-то теперь настали совсем другие.  

Было опасение – заинтересуют ли проблемы, в ней поднятые, сегодняшнего зрителя? Будут ли они актуальны для нас? Что ж, тем интереснее. О чем же решил поговорить с нами, зрителями, режиссер-постановщик спектакля Р.С.Андриасян?

Итак, агроном Досберген (засл. деятель РК А. Креженчуков) решил пригласить своих друзей по школе-интернату на пикничок: сделать им приятное - вспомнить прошлое, поговорить о настоящем, расслабиться, выпить… Досберген – агроном, человек основательный, зажиточный, превыше всего ставящий жизненный комфорт. Не забыл он и про любимую учительницу Айшу-апа (арт. В.Полишкис).

Мне понравилось оформление спектакля В. Кужелем – собственно, здесь только одна декорация. На высокой горе то ли юрта, то ли Ноев ковчег, близко к звездам… В общем, вот такая природа, близкая к небу, Богу, побуждает наших героев заговорить откровенно…

Вот и Исабек (засл. артист Г. Балаев) вспоминает про японскую гору Фудзияму, на которой люди открывают тайники души своей… И тут такое начинается…

Наши герои разные – доктор наук, директор крупного института, писатель, агроном, школьный учитель… Все воевали на фронтах Великой Отечественной… Кто-то достиг большего - например, Осипбай – доктор наук, Исабек – писатель, кто-то, например, Мамбет, так и остался школьным учителем… Неудачник по тем, да и особенно по сегодняшним меркам…

Но главное не в этом, главное в том, что нет среди них их друга Сабура. Спивается он, может, самый лучший и самый искренний среди них, потому что в свое время они, его друзья, его предали…

Не буду подробно пересказывать содержание пьесы, хорошо знакомой старшему поколению, скажу только, что тема верности, дружбы, предательства – вечная тема, и может быть, особенно актуальна она стала сегодня, когда многие вечные понятия нравственности как бы сместились, перешли на задний план. Верность, долг, честность, искренность, доброта сегодня выглядят архаизмами. Гораздо важнее быть успешным (зачастую любой ценой), богатым, знаменитым (список продолжите сами).

Жены наших героев становятся невольными свидетельницами «разборки» своих мужей, и ведут они себя по-разному. Например, Гульжан (засл. деятель РК М. Ганцева) предъявляя счет своему мужу, поневоле раскрывает перед собравшимися «скелеты в шкафу» семьи, в то время как врач Анвар (засл. деятель РК В. Зинченко), наоборот, своего мужа поддерживает…

В спектакле собран весь звездный мужской состав театра старшего поколения – Г. Балаев, А. Зубов, А. Креженчуков, смотреть на всех интересно, но, на мой взгляд, наиболее интересно сыграл свою роль Мамбета С. Попов. Это, я считаю, одна из значительных ролей актера в театре. Повезло Попову и в том, что эта роль оказалась наиболее выписанной автором, наиболее сложной по характеру, здесь было, что играть. Да, Мамбет предал своего друга, в чем он искренне кается и казнит себя всю жизнь, но тогда-то он верил в свою правоту. Он искренне заблуждался, но он был и сыном своей эпохи, а тогда (впрочем, как и во все времена) надо иметь немало мужества, чтобы плыть против течения. Да и понять, что талантливый человек имеет право на искренность самовыражения, даже если она, эта искренность, вступает в противоречие с существующей государственной политикой.

Интересно сыграла свою роль Айши-апа артистка В. Полишкис, которой, конечно же, было страшно видеть своих учеников на этом пикнике, слушать их исповеди и разборки. Ведь по сути дела это был крах ее педагогической деятельности… И хотя она стремится «держать лицо» ей безумно грустно от такого итога. И ей, учительнице-идеалистке, все же хочется надеяться, что и в ее учениках, и на земле восторжествуют добро, справедливость, верность, дружба… 

Когда я смотрела эту пьесу, у меня было ощущение, что машина времени перенесла меня в ту эпоху. Напомнила о былом, о том, какие были люди 70-х, что нас мучило, о чем мы думали…

Несколько лет назад режиссер Оразхан Кенебаев в театре им. Ауэзова к 80-летию Чингиза Айтматова поставил эту пьесу в несколько ином ключе. Он ее попробовал осовременить… Даже название изменил: «Встречи на Коктюбе». Героями его спектакля стали не участники Великой Отечественной, а воины-афганцы. Там даже мобильник был, и официанты, обслуживающие участников пикника. Что ж, каждый режиссер имеет право на свое видение темы.  

Режиссер Р. Андриасян не стал ничего осовременивать, хотя какие-то изменения Рубен Суренович все же сделал. Например, основательно сократил пьесу. По сути, убрал концовку, в которой в наших героях побеждает то отрицательное, что было заложено в них. И мне это нравится. Если авторы пьесы героям не дают никакого шанса стать людьми, показывают, в конце концов, их откровенными подонками, то Андриасян такой шанс им дает. Думаю, это мудро именно в наше время, сегодня. Когда все основы нравственности расшатаны до основания, у человека всегда должен быть шанс стать Человеком.

- В сегодняшней жизни достаточно подлости, непорядочности, предательства, - считает Р. С. Андриасян, - чтобы все это выносить на передний план. 

Режиссеру хотелось, чтобы нынешнее поколение, особенно молодые люди, задумались о нравственных темах, поднятых в пьесе нашими классиками, примерили показанное театром на себя: как при любых обстоятельствах остаться верным дружбе, не отступиться от себя, следовать нравственным критериям, – потому что, может быть, это и есть в нашей жизни самое главное и об этом говорил и будет говорить театр во все времена.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи