Опубликовано: 4100

Остановить мгновение, или Поговорим о фотографии

Остановить мгновение, или Поговорим о фотографии Фото - Максим Малов

Процесс мытья окон, «вылизывания» углов и сортировки несезонной одежды прервали… три больших альбома. Точнее, фотоальбома.

Так генеральная уборка жилища в минувшие выходные в очередной раз превратилась в профанацию. Семейные и школьные фотографии на добрых два часа ввели меня в состояние полного ступора.

Нахлынувшее чувство ностальгии, помимо всего прочего, вызвало во мне воспоминание о первом знакомстве с загадочным миром художественного фото.
- Внимание! Смотрим в объектив, сейчас отсюда вылетит птичка! – сказал длинноусый дяденька и ослепил меня и моих родителей ярким светом. Птичка так и не вылетела, и, так как я тогда понятия не имела, что значит слово «объектив», на фотографии получилась немного косой. А что вы хотели? Ребенок ждал появления пернатого существа на потолке, а не луч яркого света в зрачки!

Сегодня, разглядывая свои детские фотографии, начинаешь вновь проживать минуты дружбы с Сашкой из детского садика, ласку родителей, уговаривающих улыбнуться для хорошего кадра, секундные сборы толпы малышей, идущих «в первый раз в первый класс».

Времена, когда для того, чтобы «остановить время на мгновенье», приходилось записываться на прием к фотографу, делать сногсшибательные высокие прически и долго репетировать красивую непринужденную улыбку перед зеркалом, давно канули в Лету. Однако карточки, запечатлевшие дедушку в возрасте моего молодого человека и бабушку, когда она еще сама была внучкой, вызывают огромное чувство благодарности к тому человеку, который уже тогда мог разобраться в магии фотографии.

И плевать, что большинство профессиональных фотографий советской эпохи походят друг на друга по композиции и точкам съемки. Ведь люди не ограничивались этим, кто-то приобретал дорогостоящую фототехнику самостоятельно, в результате в домашних архивах бережно хранится ворох черно-белых фотографий, рассказывающих о том, «как папа прыгает с парашютом», «мама уже неделю находится на сборке хлопка», «а тут я впервые попробовал закурить», и «где-то за этими спинами пряталась моя будущая жена».

Прошли годы, даже эпохи (одна из них – эпоха китайской доступной каждому «мыльницы»), что изменилось? Качество и количество. Теперь вместо ленточных «мыльниц» появились цифровые фотоаппараты (для любителя, профессионала и даже тех, кто стоит где-то посередине между ними), сотовые телефоны, позволяющие при удобном случае фотографировать кого и что взбредет в голову, не задумываясь о потраченных кадрах, как это было при «мыльничной эпохе».

Но что лично я вижу на своих фотографиях последних цифровых лет? Вот я валяюсь на песке, вроде и фигурка ничего, и улыбка не похожа на оскал, но чья это нога на заднем фоне?
Или вот – «Ура! Я в Европе!». Позади меня старинный австрийский дворец, а я стою на его фоне с «отрубленными» ногами, зато огромное небо занимает действительно огромное пространство – добрые полфотографии. Нет, конечно, удавшиеся фотографии тоже есть.

Но это заслуга либо иностранного фотографа, согласившегося запечатлеть меня в своей стране, как говорится, «за красивые глазки», либо моя собственная. Нет, я не фотограф, но других фотографировать умею. На уровне архивирования домашних посиделок и нередких вылазок друзей на природу. Но как же и мне хочется лет эдак в пятьдесят пять сидеть со своими внуками и, показывая им профессиональные фотографии, вспоминать, какой же симпатичной парой были их бабушка и дедушка, а прабабушкой и прадедушкой и вовсе нужно гордиться.

Выход есть – и он очевиден, хоть раз в жизни, но нужно разориться на профессиональную фотосъемку для себя, любимой, и тех, о ком так хочется сохранить частичку красивого прошлого. Фотографы есть везде, другой вопрос, что действительно профессиональных специалистов, как и в любой другой отрасли, не может быть много в принципе.

На мой сугубо личный взгляд, определиться с выбором фотографа может только Интернет. Ну и еще фотографии других людей, которые вызывают чувство белой зависти.

На этот раз информацию для своего материала я также искала во всемирной паутине. И, признаюсь, в выборе фотографов и информации о них - практически утонула. Другой вопрос, что при этом активно шел отбор работ кандидатов по принципу «нравится/не нравится».

Но это слишком субъективно, потому не буду распространяться. Расскажу лучше о том, что мне удалось узнать от алматинского фотографа-фрилансера Максима Малова, чьи фотографии сегодня можно найти в сети, и чьи работы чисто субъективно мне понравились.
 «Бытует мнение, что успех фотографии зависит только от фотографа. Якобы профессионал и мыльницей снимет шедевр и из любой модели сделает глянцевую красотку. Согласен с этим мнением отчасти, - отметил впоследствии в своем комментарии Lady.Караван.kz Максим Малов. - Конечно мастерство и видение фотографа на первом месте, тем более, сегодня, когда цифровая фотография становится все доступнее и процент действительно талантливых фотографов, даже называющих себя профессионалами, очень мал».

На второе место по значимости фотограф поставил непосредственное мастерство модели вживаться в образ и показывать нужную эмоцию, уметь импровизировать и искать вместе с фотографом тот единственный кадр, «ради которого он в итоге залезет на стремянку, а она вымажется мазутом и встанет на «мостик». В общем, все зависит от человека, его уверенности в себе, его понимания идеи и желания творить. «Причем зачастую эти факторы не зависят от опыта, 80% людей на моих фотографиях позировали впервые и даже более – со многими мы знакомились накануне съемки, - добавляет фотограф.

Третьей составляющей успеха хорошего кадра Максим Малов назвал аппаратуру, которую использует мастер. «И тут все просто – чем дороже, тем лучше. Ну и так как дилетанту сложно понять, насколько серьезная та черная штуковина, то единственный способ оценить снаряжение – это заранее посмотреть портфолио фотографа, – советует он. – Еще лучше просмотреть работы сразу нескольких фотографов, и выбрать того, чьи фотографии вас больше всего поразили с технической стороны. Чтобы вы с уверенностью могли сказать, что ТАК ваш компактный цифровик точно не снимет».

Если решившийся на профессиональную съемку человек еще не знаком с выбранным фотографом, то после переговоров по телефону и переписке по электронной почте Максим Малов советует им встретиться и познакомиться до съемки, чтобы в назначенный день у модели уже сформировалось какое-то общее представление о человеке, с которым нужно будет творить и пробовать сделать что-то уникальное. Это важно для того, чтобы модель в процессе съемки чувствовала себя комфортно, была искренней и открытой.

«Да, именно открытой и максимально свободной от комплексов и никому ненужного стеснения, - поясняет фотограф. - Я обычно говорю моделям - уж лучше два часа позора и безумства, чем потом, увидев готовый материал, сожалеть, что не доиграла, или что было бы лучше, если бы все-таки вымазалась той липкой дрянью. Вы должны полностью доверять фотографу и не сомневаться в его способностях, но если Вы все-таки в чем-то не уверены, то лучше поискать другого, тем более, что сегодня это не проблема - выбор довольно большой».

Лично Максиму Малову в процессе фотосъемки важно, чтобы он смог стать тем ключиком, который помогает человеку раскрыться и чувствовать себя уютно, не ждать команды, а просто жить выбранной ролью. «Именно эту жизнь я сниму, и именно тогда это будет фотографией человека, на которую можно будет смотреть больше минуты», - добавляет он.

Между тем, как признался наш собеседник, на его взгляд все любят фотографироваться одинаково, вне зависимости от пола: «Просто подавляющее большинство парней меньше афишируют свое желание, считают зазорным заказать себе съемку - лучше сходить на турник или в бар, а красоваться перед камерой - удел девочек. И я с ними солидарен. Поэтому если вы видите фотографии, на которых позирует молодой человек, это значит что он либо модель и тут все серьезно, либо знакомый фотографа и предстает жертвой какого-либо эксперимента, либо это автопортрет - он через зеркало сфотографировал на сотовый телефон свой пресс для аватарки».

Саму же фотосъемку профессионалы советуют тщательно продумать. Как подчеркивает Максим Малов, все должно упираться в замысел и идею, которую модель совместно с фотографом пытается воплотить в жизнь. «Само собой зимой вероятность устроить фотосессию в купальнике на песочке маловероятна, да и летом забраться на Чимбулак со сноубордом будет немного абсурдным, поэтому мы зависимы от времени года и погоды.

Единственное, что доступно круглый год - съемка в студии, желательно с крышей, обогревом и горячим чаем», - поясняет он.
Как видим, условия для «повода» устроить себе фотосессию не столь важны, как сами условия, в которых все будет происходить. А поводом может стать и просто хорошее настроение, которое при помощи качественной фотографии можно сохранить на годы, а при правильном хранении – и того дольше.

Еще один важный момент, про который хочется сказать – стоимость услуг. Как отмечает Максим Малов, «у нас в городе нет строгой градации по стоимости услуг и мастерству фотографа». «Есть очень талантливые люди, которые могут устроить вам съемку и бесплатно, а есть довольно посредственные, но неплохо пропиаренные ребята, просящие за свои услуги неоправданно дорого», - поясняет он.

Однако, если говорить о каких-то средних цифрах по Алматы, то обычная двухчасовая съемка на пленере стоит от 5 000 до 30 000 тенге, в студии - от 15 000 до 40 000 тенге. Не считая дополнительных услуг, в том числе стилиста и визажиста со средней стоимостью от 5 000 до 15 000 тенге.

Кстати, продолжая разговор о возможности получить бесплатную фотосъемку, в качестве совета добавлю - полезно время от времени шерстить отечественные веб-сайты, форумы и чаты, где порой можно найти очень даже интересные предложения. Так, например, буквально на днях в сети появилась информация о конкурсе на бесплатную съемку на условиях Time For Print (дословно - время за фотографии). Условием участия в конкурсе является здоровое чувство юмора, эмоциональные позитивные люди, готовность к креативу и экспериментам. Любителей гламура, эротики и фэшн организатор конкурса, фотограф Марина Писарова, заранее попросила не беспокоить.

«Иногда мне хочется осуществить какие-то свои задумки, и я могу пофотографировать Вас бесплатно. В свою очередь Вы подписываете модель-релиз, т.е. разрешаете мне использовать эти фотографии в Интернете: на стоках и в своём портфолио», - пишет на своей страничке фотограф в популярной соцсети «ВКонтакте».

При этом автор поясняет, что обозначает «модель-релиз» - официальное соглашение между моделью и фотографом, дающее фотографу право на изменение, ретуширование, публикацию, размещение в сети, продажу и прочие действия с фотографиями, полученными в результате данной фотосессии, если эти действия не порочат саму модель.

Как признается Марина Писарова, такие фотосессии она проводит очень редко, но если ей понравится типаж человека, скинувшего ей на почте свои лучшие фотографии, она готова связаться с этим человеком. После съемок отобранный кандидат получит порядка 20 обработанных на компьютере самых лучших фотографий.
Так что, возможность «остановить мгновение» есть у каждого. Главное, очень сильно этого захотеть.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи