Опубликовано: 1300

Не буди лихо, пока оно тихо, или Не ищите женщину

Не буди лихо, пока оно тихо, или Не ищите женщину

 Наконец-то и у Ларса фон Триера дошли руки до полноценного ужастико-триллера.

В его «Антихристе» появились говорящие (человеческим голосом) окровавленные лисы в глазах, говорящие гравюры и кадры (в переносном смысле) – с отрезанием частей наружных половых органов, ударов по ним тяжелыми предметами и просверливанием ног, для привинчивания к последним блинов от штанги.

В общем весь джентльменский набор: мазохим, экзорцизм, паранойя, порнография, психоанализ и даже жено- (хотя, это с какой стороны глянуть, я решила, что, скорее, муже-) ненавистничество. И то, что Триер – атеист, пребывающий в состоянии глубокой депрессии – не только краткий синопсис его биографии для публики, но и, чувствуется, большая доля правды.

Развелось в мире психоаналитиков. Все кому не лень пытаются залезть в чужие мозги и повернуть их, если они сдвинуты (по их мнению) в неправильную сторону. Чаще всего просто не срабатывает, в редких случаях – наружу выпускается монстр. Вот и у главных героев «Антихриста», сыгранных Уиллемом Дефо и Шарлотой Гейнсбур, по роковой случайности (или все-таки осознанности и предрешенности) все разладилось до такой степени, что в финале вместо женщины в депрессии и вполне вменяемого психически мужчины, зрители увидят как сжигается задушенный труп первой, и поймут, что говорить о психическом здоровье второго – уже неактуально.

Необходимость выбора между любовью к мужчине и ребенку каждая женщина решает по-своему. Гармоничное совмещение одного с другим – удел обывателей и мещан. У натур сексуальных и творческих все получается из рук вон плохо и трагично. Малышам сначала калечат ступни неправильно надеваемой обувью, а потом они улетают из окна вместе со снегом… Ну а их мамочек в самом-пресамом лучшем случае отдадут лечиться в психушку, ну а, что будет, если за дело берется фон Триер, я упомянула выше.

Режиссер попытался рассказать и показать, как темна и страшна бывает женская природа, когда кто-нибудь пытается выпустить ее нимфоманско-жестокую сущность на волю. И вот тут уж без женоубийства, разумеется, никак.

Тарковский, посвящение которому идет в конце "Антихриста", наверное, удивился бы. По крайней мере, мало-мальски знакомые с его творчеством люди сразу и навскидку могут провести лишь несколько очень формальных параллелей - смену черно-белых и цветных кадров, выбор Криса Кельвина из «Соляриса» (уничтожить двойника жены, либо жить с ним) плюс в каком-то смысле прослежена и тема Жертвоприношения — которое каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям. Только у фон Триера все поставлено с ног на голову, и кто еще приносится в жертву раньше – нужно крепко подумать.

Актерские работы Уиллема Дефо и Шарлоты Гейнсбур – высший пилотаж, в том плане, что мало кто бы на такую тяжелую работу согласился, и мало кто мог бы ее исполнить с такой леденящей душу достоверностью.

Впрочем, Уиллем Дефо обычно играет отъявленных мерзавцев с садистскими наклонностями, а у Шарлотты давно слава женщины не от мира сего.

Только вот как я, накануне 8 марта, такие фильмы смотреть точно не стоит…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи