Опубликовано: 443

МХТ собирает зрителей на «Дуэль»

МХТ собирает зрителей на «Дуэль»

 Официальная премьера спектакля «Дуэль» в Московском Художественном театре намечена на май, но, как говорится, вызов брошен.

Инсценировку повести Чехова осуществил Антон Яковлев – сын знаменитого актера Юрия Яковлева. Режиссер утверждает: его «Дуэль» – вовсе не очередная «юбилейная постановка» к 150-летию Антона Павловича.

Чеховский сюжет он превратил в жесткую психологическую драму о силе человеческой слабости. Рассказывают «Новости культуры».

Вызов не только брошен, но и принят. Первые зрители уже собрались в зале на «Дуэли». В их числе, наверное, самый важный зритель – Юрий Яковлев. После «Крейцеровой сонаты» его сын, режиссер Антон Яковлев, кажется, уже стал мастером в сценической адаптации классической прозы. Правда, говорит, что с Чеховым было намного легче. И с инсценировкой, , и с диалогами. Впрочем, «Дуэль» – редкий гость на сцене.

«У Антона Павловича настолько точно написана схема пьесы, она настолько точно ложится под инсценировку, что очень легко с ней работать. Очень точно прописаны диалоги, у каждого есть своя линия, у каждого персонажа свое развитие. Вот, когда я писал "Крейцерову сонату", было очень нелегко, потому что там практически нет диалогов», – говорит режиссер.

Из «Крейцеровой» в «Дуэль» перешел и композитор Александр Маноцков. Он вообще считает, что это уже своего рода дилогия. «Дуэль» идет под живой аккомпанемент, который создает атмосферу спектакля, и Маноцкову приходится выходить вместе с актерами на сцену.

«Это было неизбежно, потому что я придумал для этого инструмента такую музыку, которую на нем обычно не играют. Если бы мы нашли в Москве какого-нибудь сазиста (музыкальный инструмент называется саз), то он, наверное, не смог бы сыграть те ноты, которые у меня написаны. У меня немного по-другому настроен инструмент», – рассказывает композитор.

Сушите весла, рубите канаты – все это будет в самом финале. А пока сплошь завешенное канатами пространство оживает вместе с хрустом гальки под ногами актеров. Главный герой чеховской повести –Лаевский – типичный лишний человек, как он сам себя и называет. Актер Анатолий Белый, только что сыгравший в МХТ премьерный «Обрыв», сейчас не то что в омут с головой – на дуэль готов! Такой вот переход из одной классики в другую.

«Конечно, это человек, идущий по качающейся доске. Это размышления в сторону сомнений, в сторону неуверенности человека, его заброшенности. Когда отрезается связь с Богом, когда перерезается этот канатик, человек становится шатким, неуверенным», – полагает заслуженный артист России Анатолий Белый.

Пожалуй, именно на этом пытается акцентировать внимание режиссер. Не зря ведь он почти полностью оставил линию дьякона и расписал его длинный диалог с главным оппонентом Лаевского.

«Если человек претендует на право маленького божка, который утверждает, что его правда единственная, наверное, это и есть начало конца. Это и есть тот самый грех гордыни, который вытекает из ощущения собственной правды», – добавляет Антон Яковлев.

«Дуэль» – совсем не женский спектакль. Как и дуэль сама по себе, когда двое мужчин должны расставить все точки над «i», пускай даже из-за прекрасных дам. Впрочем, две актрисы на сцене не ассистируют, а солируют и играют в ансамбле.

«В любом случае, конечно, есть просвет и надежда на то, что эти люди справятся со своим заблудшим внутри состоянием», – убеждена актриса Елена Панова.

В финале, деревянную лодку, наконец-то перевернут и поставят на волну. В этой «Дуэли», кажется, проиграть невозможно.

Загрузка...

[X]