Опубликовано: 1158

Марат Бисенгалиев: О своих планах и развитии классической музыки

Марат Бисенгалиев: О своих планах и развитии классической музыки

Наступивший 2011 год для нашего соотечественника скрипача-виртуоза Марата Бисенгалиева начался с концерта с Пекинским симфоническим оркестром в одном из залов Пекина - «Forbidden City Concert Hall». Это первый визит и первое выступление музыканта в китайской столице.

Об этом, о своих творческих планах и развитии классической музыки в Казахстане, Китае и Индии в беседе корреспонденту Казинформа рассказал Марат Бисенгалиев.

По его словам, китайскую столицу Пекин он посетил впервые. «В 1993 году я был в Гонконге, тогда еще в английской колонии, где выступал с Московским симфоническим оркестром, а в прошлом году посетил город Шанхай. Но так получилось, что теперь Китай и его столица Пекин - это те места, куда я буду ездить часто, поскольку президент Альянса сифонических оркестров стран Азиатско-Тихокеанского региона (AAPRO) госпожа Го Шань (штаб-квартира Альянса расположена в г.Пекине) выбрала меня членом Совета директоров Альянса. В этой связи, я в качесте члена Совета директоров, солиста и дирижера имею много планов, которые теперь связаны с Китаем», - сообщил музыкант.

По мнению мастера, Китай и Индия - это будущее для развития классической музыки, «здесь Вы можете увидеть жажду классики». В частности, четыре месяца в году музыкант проводит в Мумбаи (Индия), где по приглашению и при поддержке индийского Национального центра исполнительских искусств принял участие в создании первого профессионального Симфонического оркестра Индии. Создание в 2006 году оркестра такого рода означает открытие нового будущего для индийских музыкантов. «Индия и Китай обладают больщим потенциалом стать центрами классической западной музыки, хотя у этих стран есть свои особенности», - отметил М.Бисенгалиев.

Так, в Китае, при огромных финансовых возможностях пока работают на количество. Сегодня в Китае насчитывается более 200 симфонических оркестров. Возможно - это коммунистический подход, т.е. «нужно поставить галочку». «По моим впечатлениям, Китай - это неворятно «голодный рынок» к западной классической музыке, сегодня Китай работает на количество, но по закону «диалектики», количество перейдет в качество. Они постепенно придут к этому, будет новая генерация, и тогда это будет что-то другое, сейчас - это энтузиасты, а следующее поколение уже будет другим», - считает Марат Бисенгалиев.

Индия - это другая культура, бывшая английская колония, однако Англия не оставила западное музыкальное наследство Индии. «Возможно, для Индии - это тот момент, когда правительство, бизнесмены начинают осознавать важность развития классической музыки в стране. Развитие экономики этой страны дает толчок тому, что средний класс Индии почувствует интерес к западной культуре. В этом плане хотелось бы отметить индийского мецената Джамшед Баба, который ради воплощения своей мечты построил концертный зал и создал первый симфонический оркестр Индии для того, чтобы этот национальный оркестр именно в Индии сыграл №9 симфонию Бетховена», - подчеркнул Марат Бисенгалиев.

«В Индии мы распространяем метод Сузуки, а в целом моя цель - это развитие классической музыки в стране, чтобы тысячи детей в Индии играли на скрипке, через 15 лет мы будем получать результаты. В Индии был вакуум, пришлось начинать с чистого листа, теперь мы создаем базу, а в дальнейшем из детей будем выбирать «музыкальные жемчужины», - резюмировал собеседник.

Затрагивая тему развития классической музыки в Казахстане, Марат Бисенгалиев отметил, что в Казахстане есть свои плюсы и минусы. «Нам нужно время и нам нужно понять: для того, чтобы сделать настоящий симфонический оркестр высокого мирового класса, необходим подход, который есть в Индии. Они поставили во главе угла - качество. Национальный оркестр должен стать в один ряд с ведущими мировыми оркестрами. В Казахстане я сделал такой оркестр, но по определенным обстоятельствам он распался», - говорит М. Бисенгалиев.

По его мнению, Казахстану очень повезло в том, что есть «русская школа», есть традиции и есть база. «Но проблема заключается в том, что мы не даем талантам настоящую дорогу, нет «финиша». Да, есть хорошее академическое образование, но нет дальнейшей дороги молодым талантам, есть поддержка государства, но нужна еще коммерческая составляющая, надо «промоутировать» наши таланты на «мировой арене». Т.е. необходимо создать коммерческую линию, а не обычный обмен, который ничего не дает совершенно. Да, они тоже должны существовать - дружественные, товарищеские обмены, но это не тот уровень, это разные уровни сотрудничества. Мне кажется, надо наши таланты пробивать через коммерческую линию. Настоящие контакты в Азии - это президент AAPRO госпожа Го Шань и генеральный менеджер WU PROMOTION Co., Ltd Цзятун У, которые могут создать коммерческий проект. Я сейчас хочу использовать мое нынешнее положение члена Совета директоров Альянса симфонических оркестров Азиатско-Тихоокеанского региона, чтобы привезти Симпозиум в Казахстан, сделать концерт, показать наши таланты, это как раз будет началом в Казахстане. Вот сейчас эту работу я делаю в Мумбае, уже в феврале состоится показ оркестра, а это - рынок. В Казахстане также намерен продвигать такую работу, надеюсь, что официальные власти заинтересует данный проект», - проинформировал музыкант.

Касаясь нынешней традиции подавать классику на эстраде, М.Бисенгалиев отметил, что это другой жанр, жанр поп-музыки, рассчитанный на определенную аудиторию. «На них я не работаю, классическая музыка - это более эксклюзивная, элитарная, т.е. для тех, кто чувствует «голод» к высокой музыке, это то как раз является тем, чем я занимаюсь», - ответил он.

Рассказывая о своих планах, М.Бисенгалиев сообщил, что он в начале февраля с Лондонским филармоническим оркестром в Букингемском дворце выступит для принца Чарльза и Камилы. «Это - престижный концерт для англичан, если бы я был англичанином, то можно считать, что я добился своего. Играть перед будущим королем - это считается, что я чуть ли не придворный музыкант», - пошутил М.Бисенгалиев.

«Между Лондоном и Мумбаем у меня есть «окно», и четвертого февраля выступлю в Алматы, в рамках 7-х зимних Азиатских игр в Казахстане. Я номад, а это - регулярные поездки, перелеты для того, чтобы играть, - это моя натура, то, к чему я стремлюсь. Не могу сидеть на одном месте. Вот в этом году вместе с семьей переезжаю во Францию, но по - прежнему творческая мастерская будет находиться в Лондоне», - сообщил он.

В завершение беседы М.Бисенгалиев в преддверии зимних Азиатских игр выразил пожелания соотечественникам: «Зимняя Азиада должна дать огромный толчок и расскрыть безграничные возможности Казахстана в зимних видах спорта. Надеюсь, что Казахстан покажет себя спортивной державой».

Источник: Казинформ.

[X]