«Магия танца» Бориса Мессерера
![]() |
В коллекции Музея музыкальной культуры имени Глинки хранится около двух сотен работ Бориса Мессерера. Знаковым событием в формировании музейного фонда стала премьера «Кармен-сюиты», сценическим оформлением которой занимался именно Борис Мессерер. Эскизы костюмов и |
Борис Мессерер всегда любил писать портреты двух женщин: Майи Плисецкой и Беллы Ахмадулиной. Но поймать неуловимых и прекрасных не так-то просто.
«Акварель, потому что она за один сеанс делается, за два часа. Такие замечательные женщины плохо позируют, они все время норовят прервать позирование», – поясняет Мессерер.
Позировать Бела Ахмадулина не любит. Тем не менее, ее портретов у Мессерера около десятка. «Когда я заметила, что я пишу, а он рисует, я усмехнулась и написала: "Художник мой портрет рисует и смотрит остро, как чужак"», – рассказывает она.
В самом центре экспозиции, на почетном месте представлен макет декорации «Кармен-сюиты». К премьере, которая состоялась в 1967 году, Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Борис Мессерер и Альберто Алонсо шли долго.
«Такой балет нельзя было сделать формально, с маской такой значительной. Все же делалось реалистическим. Это и арена боя быков, и арена жизни в целом. Это не просто кресла зрителей, это еще и судейские кресла, поэтому они так вытянуты», – рассказывает народный художник России.
«Кармен-сюиту» ставили в нескольких театрах, в том числе и за рубежом. Возобновили балет и в Большом. В тех же огненно-красных декорациях. Сотрудница музея Любовь Лаптева вспоминает еще одну премьеру Большого – «Конек-Горбунок».
«Ситцевость эта была передана в зал, и люди были потрясены тем, как сумел Борис Асафович показать эту роскошь и простоту одновременно», – вспоминает она.
«Декорация представляет собой как бы лоскутное одеяло в укрупленном масштабе. И всюду таинственные павлиньи перья, как перо Жар-птицы», – поясняет Мессерер.
На эскизах Мессерера танцоры изображены всегда в движении. Своеобразная пластика и летящие складки костюмов нередко диктовали постановщикам то, как должны двигаться танцоры. Декорации часто оказывали огромное влияние на постановку в целом.
«Он учился в Московском архитектурном институте, и все его декорации архитектоничны. В декорациях он даже больше, чем живописец-график, у него работает линия и сулэт», – отмечает заведующая отделом изобразительных материалов Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки Любовь Лаптева.
Впрочем, на выставке можно увидеть не только работы, связанные с постановками на сцене.
«Включил сюда свои абстрактные работы, крупные панно, которые называются "Музыкальные ритмы". Я не ограничиваюсь театром, а стараюсь делать шире, стараюсь работать просто как станковый художник», – говорит мастер.
Борис Мессерер всегда был бунтарем. Он принимал участие в создании знаменитого альманаха «Метрополь», созданного Василием Аксеновым и Виктором Ерофеевым.
«Все участники попали в опалу. Здесь есть список тех, кто принимал в этом участие. Бела Ахмадулина, Петр Кожевников, Евгений Рейн, Евгений Попов, Владимир Высоцкий. Владимир Высоцкий тогда первый раз увидел свои стихи напечатанными», – замечает художник.
За плечами Бориса Мессерера уже более сотни театральных работ. Впрочем, он всегда писал для себя. И сегодня художник мечтает о том, чтобы успеть создать как можно больше станковых произведений.
Фото с сайтов http://gdb.rferl.org, http://www.kp.ru
Оставить комментарий
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи