Опубликовано: 870

Код Рембрандта

Код Рембрандта

 Ученые раскусили секрет великого художника.

Тайну притягательности картин голландского художника Рембрандта разгадали канадские ученые из Университета Британской Колумбии. По их мнению, важнейшее значение в творчестве знаменитого живописца имеет его игра с четкими и размытыми частями портрета. Во многом благодаря этой технике Рембрандт фактически и по сей день контролирует взгляды зрителей, рассматривающих его картины.

Канадские исследователи отметили интересную особенность портретов Рембрандта.

Беспристрастное компьютерное изучение самих изображений и поведения людей, рассматрива­ющих картины, позволили выявить и описать вполне конкретные приемы, благодаря которым великий художник привлекал внимание к лицам своих персонажей и делал восприятие своих картин неспешным и интересным занятием.

Наблюдение за зрителями показало, что их взгляд фокусируется в конкретной точке — на четком, детализированном глазе человека, изображенного на картине. Зрители удерживают взгляд в этой точке продолжительное время, а затем перемещают его на размытые области картины вокруг. Делают они это гораздо медленнее, чем рассматривая любые другие изображения, не принадлежащие кисти Рембрандта.

По словам доктора искусствоведения Ксении Богемской, суще­ствует шкала восприятия людьми цветов и направлений линий. «К примеру, линия, которая слева направо поднимается вверх, воспринимается зрителями как радостная, а слева направо и вниз — как выражение печали. Скорее всего это связано с привычками нашего восприятия письменного текста», — говорит эксперт.

Разумеется, существуют и другие способы управления взглядом зрителей. Художники всех эпох расставляли на своей картине цветовые акценты и по-своему брали под контроль внимание любителей живописи. «Если вы посмотрите пейзаж соотечественника Рембрандта Ван Гога «Пейзаж в Овере после дождя», то он весь зеленый-зеленый, а в середине маленькая красная точечка — колесо телеги. Невольно глаз зрителя приковывается к этой точке. Бывает, что художнику надо привлечь взгляд к нескольким последовательным точкам. В многофигурных композициях — например, росписи Рафаэля в Ватикане — наш взгляд, по мысли художника, следует от одной фигуры к другой», — уверена Ксения Богемская.

Помимо этого художники активно используют светотени. Так, в ГМИИ имени Пушкина можно увидеть «Портрет старушки» Рембрандта — ее фигура погружена в темноту, а свет выхватывает глаза, лицо. Невольно взгляд зрителей привлекает то, на что падает луч света. Впрочем, взгляд на портретах кисти Рембрандта не просто задерживается, но делает знаком­ство с его картинами интересным и даже комфортным. Канадские ученые полагают, что технические приемы, использованные художником, успокаивают глаза.

Не исключено, что не последнюю роль в благоприятном эффекте играют и теплые краски — золотистые, красноватые, неяркие, которые часто можно наблюдать на полотнах Рембрандта. Как считает г-жа Богемская, «голландский художник способен дарить людям психологическое общение с его моделями — нам кажется, что мы видим характер изображенного на картине человека, угадываем его жизнь».

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи