Опубликовано: 2065

Художественное наследие ЮКО

Художественное наследие ЮКО

В Шымкенте, в областной художественной галерее проходит выставка живописных работ южно-казахстанских художников 50-70-х годов «Аманат» («Наследие»).

В начале лета областной историко-краеведческий музей предоставил для художественной галерее из своих запасников около 300 картин – своеобразное культурное наследие, хранившееся в музее еще со времен Дирекции Художественных выставок Министерства культуры КазССР (была такая организация).

В те времена художники, особенно официально состоявшие в Союзе художников, творили не просто так, но на своеобразном поточном производстве - по государственному заказу, где выделялись немалые средства на создание «материальных ценностей художественной культуры». Был план, была разнарядка. А созданные произведения, пройдя своеобразный чес выставок и галерей от сельского до республиканского значения, хранились затем где-нибудь в фондах местных музеев.

В Шымкенте, как выяснилось, архив оказался очень обширный и небезынтересный.
Перед заведующим галереей Айнабеком Оспановым предстал удивительный, хотя и сильно пострадавший от времени, художественный мир Казахстана ХХ века: оригинальные художественные произведения, раритеты, история Шымкента, портретные галереи выдающихся людей Южного Казахстана, интересные произведения неизвестных и забытых мастеров кисти.

Для коллектива работников художественной галереи началась огромная, кропотливая работа по реставрации полотен, восстановлению биографических и профессиональных данных художников, работавших в ЮКО в 50-80- годы прошлого века.

Условия хранения в запасниках музея были, мягко говоря, самые простенькие. Картины, по сути, просто складировали в полуподвальных помещениях, где весьма относительно соблюдался столь необходимый полотнам температурный режим, уровень влажности и прочие параметры.

Многие полотна оказались буквально на грани исчезновения. С большим сожалением говорит Айнабек Осанов о картинах «южно-казахстанского Пиросмани» - Маулене Калдыбаеве. Художник-самоучка работал в основном малярными красками, на холстах относительного качества.

- Даже при наличии очень серьезной реставрации и всех необходимых условий хранения, эти работы едва смогут прожить еще пять-семь лет, – говорит руководитель галереи, – сами материалы не рассчитаны «на века», краски выцветают, холст просто сыплется…

Вообще тема реставрации очень болезненна для работников шымкентской галереи.

- У нас нет профессиональных реставраторов, нет средств, чтобы проводить глубокую реставрацию, – признается Айнабек Мынжасарович. - Все картины нам приходилось «оживлять» собственными усилиями. В общем-то мы просто пропылесосили их, обработали маслом для яркости красок, некоторые картины растянули на новые багеты.

Для выставки было отобрано сто работ из трехсот. - Создавая экспозицию выставки художников «эпохи развитого социализма», мы старались продемонстрировать зрителю сущность искусства того периода, - говорит Айнабек Оспанов.

- К сожалению, в художественной среде нередко можно столкнуться с предубеждением к «советскому» искусству. Социалистический реализм, как художественный стиль, часто ругают, приходится слышать, будто он был навязан художникам и явился тормозом в их творчестве. Такое мнение слишком односторонне.

Этот стиль был органически сформирован в ходе исторического развития страны, и во многом является методологической основой для искусства нашего времени и будущего.

- Совершенно неверно считать, что соцреализм был связан исключительно с негативными явлениями в искусстве, с проявлением догматизма, окостенелости, спекулятивности, – уверен Оспанов. Да, искусство в определенный период было зажато в рамки тоталитарной цензуры, но соцреализм, как художественный стиль, всегда был открыт для обогащения приемами современного модернизма. Олицетворением этого является множество прекрасных произведений в стили соцреализма, по-прежнему остающихся признанными шедеврами мирового искусства.

- Художники 60-х отличались активной жизненной, даже жизнеутверждающей позицией, – считает Айнабек Оспанов. – Естественно, ведущую роль в их творчестве играет воспевание красоты жизни, каких-то позитивных начал.

– Но было бы глубоко ошибочным истолковывать это как наигранное бодрячество или поверхностную, бездумную салонную приятность. Социальные противоречия, внутренние искания художника, рождали в искусстве разнообразные формы отрицания всего уродливого и бесчеловечного. Каждый из художников имел собственные открытия, в которых проявлялись индивидуальность и мастерство.

Мастерство включает в себя много слагаемых. Но главное – это единство и взаимосвязь таланта и школы. Талант без школы бессилен, а школа без таланта – мертва. Школа дает таланту крылья, а талант школе – живую душу.

Реалистическая школа, представленная на выставке, при всех нападках на нее выстояла, укрепилась и развилась. Благодаря ней, в нашей Республике есть крепкие профессиональные коллективы художников, способные решать большие общественные задачи.

Фоторепортаж

[X]