... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Культура

Хроники Нарнии: Покоритель зари, или плавание на край света

10.12.2010

Третьи "Хроники Нарнии" совсем растеряли свое обаяние и сохранили лишь формальное сходство с книгами Клайва Льюиса — сколько бы раз ни сплавал принц Каспиан на Край света, страну из Волшебного шкафа уже не спасти.

Англию продолжают бомбить фашисты, и Эдмунду с Люси пора опять отправляться в Нарнию. Их старшему брату и сестре, повзрослевшим Питеру и Сьюзан, путь туда заказан: так решил в предыдущей серии Аслан — говорящий лев, который в этой Нарнии заведует всем и вся. Таким образом, число главных действующих лиц в сиквеле сократилась вдвое, однако есть и пополнение — вредный кузен Юстас, который коллекционирует тараканов и упорно отказывается верить в сказки, даже когда его комната заполняется соленой водой из висящего на стене холста с изображением парусника и морских волн.

Последующие события развиваются большей частью на этом самом паруснике. На нем принц Каспиан отправляется искать семерых лордов, сбежавших от его воинственного дяди — Доктора Зло, устроившего в предыдущей "Нарнии" большую стирку. Нужны даже не лорды, а их золотые клинки, сложив которые можно победить Зеленый Туман — некую злобную субстанцию, заставляющую нарнийцев приносить человеческие жертвы морю. Таинственные лорды неравномерно распределились по разным далеким островам с ловушками, чудесами и сюрпризами, так что путешествие обещает быть нескучным.

Теперь о том, насколько нескучным вышло оно у съемочной группы фильма. Увы, единственное развлечение, которым следующие полтора часа будет занят мозг любознательного зрителя — это попытки подавить зевоту, окончательно превратившуюся на третьей "Нарнии" в безусловный рефлекс. Вообще, настала, кажется, пора обратиться к таинственным голливудским лордам, принимающим мудрые решения о том, быть или не быть всяким сиквелам, с большой просьбой впредь не смущать поклонников хорошей фэнтезийной книжки Клайва Стэплза Льюиса мучительным сходством форм при удручающем несходстве сути.

Впрочем, первый фильм — с его большой семьей, сочельником в провинции и волшебным шкафом дядюшки — еще обладал этим обаянием английской пост-викторианской литературы для подростков и выгодно отличался от гремевшего в то время "Властелина колец" камерной непретенциозностью детской сказки. Однако уже во втором, накачанном большим бюджетом, как стероидами, от этого обаяния не осталось и следа, так что даже расчетливый "Дисней" смилостивился над массовым зрителем и отказался финансировать продолжение (впрочем, главную роль все-таки сыграла плохая касса фильма). Тем не менее, в "ХХ веке Фокс" рассудили по принципу "добро на дороге не валяется", денег дали и — нате, полюбуйтесь, во что все это вылилось! "Нарния" совсем потеряла свое лицо и мутировала в нечто среднее между софт-версией "Пиратов Карибского моря" и простодушной продукцией Ялтинской киностудии в жанре "за тридевять земель, за тридевять морей": с фрегатами, бригантинами и накладными бородами, только — опять же — без обаяния последней.

В итоге оказался прав оказался кузен Юстас — единственный, кстати, живой герой на всю команду, даром что зануда — "не верим мы в эти сказки!" Не пора ли Аслану запретить соваться в Нарнию и киношникам? 

Автор: Иван Куликов
Источник:
Фильм.Ру