Опубликовано: 2 940

Как изобретаются народы, или Скажи «нет» расизму

Как изобретаются народы, или Скажи «нет» расизму

Что мы знаем о сионистах? Разумеется то, что это националистическое течение, провозглашающее евреев «особым», «исключительным», «избранным богом» народом, да еще и утверждающее, что евреи имеют «исторические права» на «земли библейских предков» (Палестину и прилегающие к ней области).

А отсюда исходят и иные принципы сионистской доктрины, в большинстве своем перекликающейся с таким мировым религиозным столпом как иудаизм. Априори сионизм объявляет: все народы, среди которых живут евреи, так или иначе – антисемиты, антисемитизм - явление «извечное», а ассимиляция евреев с окружающими их народами, «противоестественна и греховна».

И все знают именно от апологетов сионизма, что когда-то римляне изгнали бедный народ и спустя две тысячи лет тот, сохранив свою уникальность, наконец-то вернулся на родину и создал государство Израиль. А еще всем известно, что правящие круги Израиля именно на сионизме базировали и цементировали страну, собирая чистокровных евреев со всего мира, да и в настоящее время сионизм - официальная идеология государства.

Но в эпоху глобализации тезис сохранения  Израиля в качестве страны, принадлежащей мировому еврейству, а не всем его гражданам без исключения, начинает устаревать…

На что замахнулся автор книги «Кто и как изобрел еврейский народ», профессор Тель-Авивского университета Шломо Занд? Буквально на святое. Он решил развенчать самый коренной миф. Оказывается, никто, никогда и никуда не выгонял евреев.

Сам автор в предисловии к русской редакции признается, что не писал свою книгу с национальных позиций, но тем не менее, не следовал и антинациональной идеологии.

Его труд создан на стыке социологии, этнопсихологии и историографии. Он - о разнице между теми, кто говорил на идиш и иврите, о том, чем отличаются сефарды от ашкенази, что за страна Хазария, откуда иудеи массово перебрались в степные районы Восточной Европы.

Книга отвечает на множество интересных вопросов: почему в первые годы советской власти еврейский вопрос звучал совсем иначе, чем во времена сталинизма? Чем сенсационен труд Артура Кестлера «Тринадцатое колено»? Почему этимология названия «Киев» восходит к тюркскому диалекту, а на древней городской его стене был широкий проем, называвшийся «жидовские ворота», откуда можно было попасть в кварталы с характерными названиями «Козары» и «Жидове»?

Ну а основной блестящий вывод, доказываемый (и не безуспешно) автором звучит так: «У приверженцев иудаизма в Азии, Северной Африке и Европе никогда не было общего этнографического секулярного знаменателя. Мировое еврейство испокон веков представляло собой влиятельную религиозную культуру, правда, состоявшую из различных течений. Но оно никогда не было скитающейся и отчужденной «нацией»… … В Первую мировую войну, породившую пик массового национализма в Европе, евреи встали на защиту своих государств. Немецко-еврейские реформисты, французско-еврейские социалисты и британско-еврейские либералы – почти все они рвались оборонять свою новую коллективную собственность: национальное государство и его суверенную территорию».

Это увлекательное чтиво для тех пытливых читательских умов, коим интересна история вообще, и история мировых религий в частности.

Также как оно подойдет и тем, кто еще не встречался с понятиями «метанарратив» и «прозелиты», наиболее часто, полно и подробно описанными на страницах «Кто и как изобрел еврейский народ».
Но самое главное – она настоятельно рекомендована к прочтению тем, кто жаждет национальной самоидентификации, или увлечен национальной историографией, представителем какой нации он бы себя ни считал.

Книга гениальна, потому что снова и снова (что примечательно, при этом используя не чей-либо чуждый, но интеллект представителя именно еврейской нации!) развенчивает как сионистские, так и антисемитские стереотипы, попутно окуная по самую макушку многие государства (не только израильское) в собственное антидемократическое гуано.

Ибо, как пишет Шломо Занд (и с ним просвещенному и современному уму трудно не согласиться): «любое значимое человеческое сообщество, считающее себя народом, даже если оно никогда не было таковым, а все его коллективное прошлое – чистейший вымысел, имеет право на национальное самоопределение.

В конце концов, число народов, рожденных борьбой за государственную независимость, существенно превышает число битв за независимость, которые вели реальные народы. Общеизвестно, что всякая попытка отказать человеческому сообществу в праве на самоопределение, лишь усиливает его притязания на суверенитет и, соответственно, цементирует его коллективную идентичность.

Но из этого, разумеется, не следует, что всякая группа людей, считающая себя народом, имеет право вытеснить другую группу людей с ее земли, чтобы осуществить свое партикулярное право на самоопределение».

От себя могу лишь спросить: в какой стране должны расти и жить дети от смешанных браков? И сама же на него ответить: в той, в которой им вздумается, в том числе и в родной, принадлежа как ей, так и всему миру в целом…


Книгу можно купить здесь.

Загрузка...

КОММЕНТАРИИ

Мимо проходил 12.10.2010

Милая Яна, о сионизме вы не знаете ровным счетом ничего, поэтому и читателям своим рассказываете небылицы - собственные и Шломо Занда, который, вообще-то, специалист по истории французского кино, а не по истории еврейского народа

Митя 13.10.2010

Милый "Мимо проходил". Проходите мимо и дальше вместе со своим сионизмом. Кто такой Шломо Занд, мы и без Вас разберемся. Можно, например, в Википедию заглянуть. Да и в Россию он приезжал.

[X]