Целых 2 года коллектив Massive Attack исполнял песни из еще не вышедшего альбома и, собственно, не торопился с его релизом.
Альбом Heligoland, названный так именем миниатюрного архипелага в Северном море, с рабочим названием Weather Underground, задумывался еще в 2005 году. И вот, наконец, фанаты могут вздохнуть с облегчением!
Этот альбом наделал вокруг себя немало шума — его рекламу запретили в Лондонском метро, так как обложка похожа на уличное искусство, а на одну из песен был снят скандальный порно-клип, подвергшийся цензуре.
Ясно, что не стоит надеяться услышать в этом альбоме старых Massive Attack, таких, какими они запомнились нам еще в мрачном Mezzanine и глубоком, неповторимом 100Th Window. Ведь Massive Attack — это всегда новое звучание, эксперимент, ну и, разумеется, внимательная работа над каждым звуком, сплетающимся в единую паутину, в чем вы можете убедиться с первых минут прослушивания альбома. Heligoland не похож ни на одну другую работу Massive Attack. Это вроде бы все те же Massive Attack, но в то же время совсем другие. Они все так же захватывают сознание, заставляя сердце послушно биться в такт, то ускоряя, то замедляя свой ритм.
Это не трип-хоп, музыка напоминает его лишь отдаленно. К сожалению, тех, кто надеется услышать бристольский трип-хоп с добавлением баса, скорее всего, ожидает разочарование. Привычный трип-хоп теперь, стоит искать разве что в раннем творчестве основателей данного жанра, а именно у Portishead, Morcheeba, бывшего участника коллектива Tricky, у самих Massive Attack, чей вклад в развитии этого жанра был признан одним из важнейших. Их творчество трудно переоценить. В конечном итоге, все вышеперечисленные группы, развиваясь, создают нечто совершенно новое, отходя от трип-хопа. Так и Massive Attack находятся в постоянном поиске своего звучания.
Трип-хоп это смесь экспериментального хип-хопа, даба, рока, джаза, соула, блюза, регги. Этот альбом, больше напоминает психоделический даб, хотя, здесь присутствует все та же абстрактная, параноидальная, свойственная только Massive Attack атмосфера, и меланхоличное звучание, свойственная трип-хопу. Здесь и экспериментальный блюз, и африканские перкуссии, здесь много гитар и синтезаторное завывание. Чувствуется здесь также нечто, унаследованное от Tricky.
Открывает альбом Heligoland несомненный хит — мрачная, вгоняющая в транс композиция «Pray for rain» и нигерийский артист Тунде Адебимпе (Tunde Adebimpe). Низкий голос певца, который задает темный фон, покачивающейся африканской перкуссии, вдруг сменяется фальцетом, когда композиция переходит во что-то совершенно легкое и невесомое.
Безмерно радует появление до боли знакомого, инфантильного шепота Мартины-Топли Бёрд (Martina Topley-Bird) в «Bebel» и «Psyche», который мы можем слышать в альбоме благодаря примирению коллектива c Tricky.
Уникальный тембровый окрас голоса Хорас Энди (Horace Andy) в «Girl I Love You», трансогенные причитания Сандоваль (Hope Sandoval) в «Paradise Сircus» (кстати, на эту песню и был снят скандальный клип).
Так же приглашенными вокалистами в Heligoland стали основатель виртуальной команды Gorillaz Деймон Албарн (Damon Albarn) в «Saturday Come Slow» и вокалист знаменитой группы «Elbow» Гай Гарви (Guy Garvey). Деймон Албарн исполнил партию бас-гитары для «Flat Of The Blade» и «Splitting The Atom», а Адриан Атли (Adrian Utley) из группы Portishead — партию гитары для «Saturday Come Slow».
Некоторые песни из альбома можно было услышать до его выхода в «Splitting The Atom» (EP). В финальную версию Heligoland не включена большая часть песен, которые предназначались таким исполнителям как Дот Эллисон, Бет Ортон, Майку Патону, Патти Смит, Дэвиду Боуи. Это упущение Massive Attack обещает воплотить в мини-альбоме (SP), выход которого ожидается уже в мае этого года.
Стоит отметить, что каждая песня это отдельная история, бросающая вызов обществу. Десять историй устами переживших переломный момент людей, ставят нас на место героев, как и в клипе на «Paradise Circus», где главная героиня постаревшая порно звезда, Джорджина Спельвин, просматривая видео со своим участием, размышляет о прошлом и погружается в воспоминания.
Сравнивать Heligoland с прежним творчеством мне кажется совершенно неуместным. Massive Attack сделали невозможное — они остались собой, отойдя от самих себя. Все звуки и интонации находятся на своем месте, все детально проработано, но это уже не трип-хоп.
Massive Attack — заслуженные экспериментаторы, если бы это было не так, они никогда бы не стали основоположниками такого жанра как трип-хоп. Ведь он подразумевает под собой мастерство эксперимента, умелой игры со звуком. И они по-прежнему остаются на высоте, хотя и оказались в другом жанре. Им по праву позволено многое, ведь если получается так необыкновенно – почему бы и нет?