Опубликовано: 1100

Игра, игра, идет игра!

Игра, игра, идет игра!

Итак, на сцене Государственного русского театра для детей и юношества Казахстана премьера спектакля «Игра» по знаменитой пьесе А.В.Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».

Поставлен спектакль режиссером, засл. арт. Республики Таджикистан Султоном Усмановым, который в последнее время часто радует алматинских зрителей своими премьерами.

…Занавес открывается, и мы попадаем в богатый дом Петра Константиновича Муромского. Здесь и будет разворачиваться основное действие пьесы.

Лидочке – девице на выданье – нужно выйти замуж. И этой проблемой крайне обеспокоена ее тетушка Анна Антоновна. А здесь под рукой сразу два жениха: сосед по имению – скромный, добропорядочный, но не блещущий хорошими манерами Михаил Васильевич Нелькин и блестящий, лицемерный авантюрист Михаил Васильич Кречинский. У него связи в свете, он хорошо танцует и говорит по-французски, у него даже есть имение где-то в Симбирской губернии…

Спектакль интересно оформлен главным художником театра Владимиром Пономаревым. Занавес-сетка, двери – ажурные решетки, два стула и больше ничего… Ничто не должно отвлекать от действия. Сетка и решетки как бы подсказывают нам, что вот-вот в сетях лжи, легкомыслия, наживы запутаются главные герои… А как часто в капканы из сеток, решеток, паутины попадают честные наивные люди? Кто считал?

Петр Константинович Муромский в исполнении арт. Евгения Ефремова - честный помещик, наживший состояние своим трудом, довольно осторожный и бдительный, но не настолько, чтобы противостоять игроку Кречинскому.

Роль тетки Анны Антоновны Атуевой исполняет арт. Наталья Бардина. На мой взгляд, актриса пополнила ряд интересных ролей, сыгранных ею в последнее время. Недалекой, поверхностной, любящей шик, воспитывающей племянницу по словам отца Лидочки в духе «шуры-муры», тетке конечно же нравится Кречинский. Художник придумал для героини Бардиной замечательное блестящее помпезное платье, которое, как мне кажется, не только дополняет образ, но иногда играет на сцене как бы само по себе.

Несмотря на воспитание тетушки, ее воспитанница Лидочка (арт. Ольга Бобрик) остается скромной наивной девушкой с длиной косой и розовым бантом, что не мешает ей влюбиться в «отрицательного» Кречинского. Такие уж они девушки во все времена, падкие на все яркое и, как им кажется, незаурядное. «Невзрачный», застенчивый, хотя и порядочный Нелькин (засл. деятель РК Евгений Дубовик) ее не интересует. «Скоморох! – бросает в адрес Кречинского Нелькин. – Эх, женщины! Что вам нужно? Побольше трескотни?»

Старые театралы знают сюжет классической пьесы наизусть, а для несведущих напомню. Пытаясь пустить пыль в глаза своей будущей родне, в попытках получить хоть немного денег, в пух и прах проигравшийся Кречинский закладывает в ломбард булавку не с настоящим крупным бриллиантом - солитером, а подделку. Нелькин пытается его разоблачить, Кречинский выкручивается и…

Кстати, история, ставшая основой комедии, не вымышлена. Сюжет пьесы - драматическая разработка ходившего в московском обществе середины ХIX века рассказа об известном в то время светском шулере, получившем под залог фальшивого "солитера" крупную сумму денег. 

На мой взгляд, «Игра» - один из наиболее интересных спектаклей Султона Усманова. Здесь много режиссерских находок, замечательно музыкальное оформление… «Игра, игра, идет игра!» - то и дело повторяется музыкальный отрывок, четко отражающий происходящее на сцене, усиливающий впечатление от спектакля.

Хороши танцующие девушки-невесты. (С театром уже во втором спектакле работает Булат Аюханов, и видно, как плодотворно это сотрудничество).

Я согласна с одним из российских критиков, который написал, что сегодняшний ТЮЗ психологические пьесы должен оставить для малой сцены, а на большой - ставить мюзиклы – с песнями, танцами – только так можно привлечь сегодня в театр подростков, молодежь. В этом направлении, как мне кажется, и движется алматинский ТЮЗ.

В спектакле довольно слаженный актерский ансамбль. Каждый актер хорош по-своему.

Интересен простодушный представитель старого честного дворянства Петр Константинович Муромский в исполнении арт. Е. Ефремова, хороша «тургеневская девушка» Лидочка (Ольга Бобрик) искренняя в своей любви. Ведь даже убедившись в подлости и непорядочности жениха, она спасает его от каторги - расстается со своим бриллиантом. 

Понравился мне Вячеслав Анисов в роле слуги – такой туповатый, наивный, искренний малый. Вот уж поистине – нет маленьких ролей…

Но особо стоит, конечно, остановиться на роли Ивана Антоныча Расплюева, которого играет засл. деятель Республики Казахстан арт. Тахир Восилов.

Восилов несколько выбивается из слаженного, но несколько сдержанного актерского ансамбля, играет в гротескной манере. Сцены с его участием неизменно сопровождаются смехом, аплодисментами, иногда даже напоминают отдельный эстрадный номер, но, без сомнения, актер своей игрой украшает, оживляет спектакль, без его участия действие, пожалуй, развивалось бы несколько скучновато. Его герой жалок, смешон, и в тоже время трогателен. Недаром в конце спектакля именно Восилову достались все цветы зрителей.

Конечно же, это и самая выигрышная роль. «Если бы Расплюев был просто негодяй, о нем не стоило бы и говорить; но автор сумел очень удачно и вовсе неожиданно соединить в нем с отъявленною негодностью какую-то примесь простодушия и наивности, которые невольно привязывают к нему внимание зрителя», - писали журналы в год выхода комедии в свет.

Довольно интересно сыграл главную роль - Кречинского - Юрий Гнусарев, но он мне больше напомнил не жесткого энергичного игрока, который рискует по крупному, а этакого Хлестакова с хитрой миной на лице и опаской: вот-вот тебя разоблачат. Впрочем, и эта трактовка имеет право на существование.

Хотя пьеса Сухово-Кобылина написана согласно традициям французской салонной комедией (в отличие от его других пьес – «Дело» и «Смерть Тарелкина»), надеюсь, зрителям есть здесь, о чем задуматься.
Я бы на месте преподавателей литературы немедленно пришла на просмотр спектакля со своими классами, независимо от того, сколько часов отведено пьесам Сухово-Кобылина в школьной программе и отведено ли вообще. А потом попросила ребят изложить на бумаге свои впечатления. Ведь несмотря на то, что действие пьесы происходит давным-давно, в спектакле много аналогий с сегодняшним днем. Казино и игровые клубы и сегодня заманивают в свои сети любителей легкой наживы, а ведь страсть к игре, как известно, болезнь, от которой очень сложно избавиться.

Да и нравственные устои сегодня значительно пошатнулись. Чью сторону займет сегодня подросток – Кречинского, не гнушающегося никакими средствами ради наживы, или бесхитростного порядочного труженика Нелькина? Вопрос на засыпку. Тем более что в спектакле самые яркие характеры и действия – у негодяев.

В общем, идите в театр…

[X]