Опубликовано: 4600

Читта-вритти-ниродхах, или Йогическая сила

Читта-вритти-ниродхах, или Йогическая сила Фото - omvika.okis.ru, clip.dn.ua

«Ёга? А-а-а, это которые на голове стоят?», - уточняет моя любознательная бабушка.

Истомившись от непривычной тишины в квартире, она решила заглянуть в мою комнату в тот самый момент, когда я почти сложилась вчетверо.

Испугавшись, что с внученькой родимчик приключился – вон как скрючило - старушенция ринулась меня спасать. От неожиданности я пукнула и обрушилась на пол, гремя костями.

И вот мы сидим, я объясняю, чем я, собственно, тут занималась, а успокоившаяся было бабуля, снова начинает тревожиться. На голове – это ж вредно! И начинает дипломатично так, дабы не вызвать духа противоречия, уговаривать бросить эту ёгу да пойти лучше погулять. «И так на голову слабенькая, болит она у тебя все время, а тут страсть такая! А ну, как кровь в мозги ударит?».

Никакие рассказы о том, что «ёга» - это не только вверх ногами, но вообще-то - по-всякому, о медитации, пользе для здоровья на нее не действуют. И даже напоминание, что я уже взрослая женщина (то есть бестактный намек на возраст самой бабуськи) пролетает мимо.

Легче пообещать клятвенно, что не буду «раскорячиваться и мордовать себя, пока она жива». Обещаю. Беру собаку и убегаю. Возвращаюсь – консервативная моя мирно дремлет под шуршание своего веретена. Но принимать снова позу плуга, в которой я была «застукана», уже не хочется…
К йоге я припадаю примерно раз в год. Даже не знаю, почему это происходит – то ли из архивированных файлов памяти всплывает нечто, то ли 25-й кадр из всемирной паутины достигает-таки своей цели.

Словом, искра проскакивает, и интерес, в юности весьма сильный, появляется вновь. Но ненадолго. Достаточно легкого вмешательства, чтобы я с готовностью прекратила попытки сделать совершенными свои тело и дух. Что характерно: информация действительно крутится во Вселенной. И когда ты подумаешь о чем-либо, то можешь тут же получить ответный мессидж.

Например, в этот раз я пару дней ломала голову, чем бы утихомирить ноющую печенку, не прибегая к таблеткам. Утром пришла на работу, включила компьютер и первый заголовок, который я увидела на стартовой странице, были: «Йога чистит печень».

Причем я ни разу не задавала тему в поиске до того. Прочла, вспомнила, как мне было славно в прошлом году, когда я делала полное дыхание. Вернувшись домой пораньше, расположилась я на собачьем коврике и стала делать все по-писаному, держа пред собою распечаточку. «Лечь на спину, руки свободно вытянуть вдоль тела (ладонями вниз), ноги закинуть за голову.

После чего - представить себя плугом, как будто голова - это лемех, врезающийся в землю, руки - упор для пахаря, а ноги - то, к чему прикладывается тягловая сила, - трактор, лошадь, буйвол, или жена пахаря. Классическое выполнение асаны требует не вытягивать носок, а, наоборот, притягивать его в сторону головы, а пятки выдвигать, тянуть от головы или, по крайней мере, стараться их выпячивать. При этом не так важно, чтобы ноги опускались на пол. Ведь не каждый обладает надлежащей гибкостью. Первостатейный перегиб должен идти в районе талии, а не в районе шеи. Если вы не можете при первой же попытке опустить прямые ноги на пол, - они должны висеть. В процессе выполнения связки слегка мобилизуются, и ноги будут потихоньку опускаться».

Так славно у меня начали налаживаться пахотно-полевые работы, а тут – бабушка. И теперь пошли мысли: вообще-то я – молодец! Так легко начинаю!

Да, но ведь и бросаю тут же с не меньшей легкостью? Сколько раз я собиралась стать прекрасной йогиней? Пять, шесть, семь? Может, пора прекратить удивлять до невозможности свой организм и заодно – домашних? Что, если мой менталитет – против? Нет ли тут природного противоречия – что индийцу хорошо, то мне, мягко говоря, не очень?

Может, заняться более свойственными видами спорта – лапта, городки, сигание через костер, хороводы… С чего это Европа - и мы заодно – вообще решила, что сможет быстренько овладеть вековой философией и очень специфической системой упражнений индийских браминов?   
У нас сложился термин «женская йога» - может быть, потому, что мы более падки на все, что обещает нам подтянуть грудь, убрать жир, сделать кожу краше?

Или мужики наши ленивы – какая поза лотоса, им бы на диване подольше поваляться. В Индии нет никакой женской йоги - просто стеснительные женщины там занимаются отдельно от мужчин. Естественно, когда женщина практикует, она «пропускает» все через себя, и получается определенный стиль. У мужчины более сильное и выносливое тело, у женщины более мягкое. К освоению одной и той же асаны они могут придти разными путями: силовым (они) или за счет природной гибкости и смекалки (мы).

«Конечная цель йоги - читта-вритти-ниродхах: просветление и полное присутствие в моменте, обнаружение своей истинной, не двойственной, а, соответственно и не имеющей половой принадлежности природы. К этой цели и мужчина, и женщина приходят примерно одинаково, через глубокую осознанность. С этого и нужно начинать. Если вы осознанно практикуете, вы не думаете о себе «я - женщина».

Просто осознаете свои внутренние состояния и на них ориентируетесь. Вы не думаете: «Вот, женская практика - она такая». Вы ориентируетесь по моменту: «Сегодня - такой день, я чувствую себя так-то, нужно сделать так-то».

Но это же касается и мужчин. Призывы к осознанности не обращены только к женщинам. Это - цель практики. Какая разница, какого пола это существо? Есть у женщин особые дни, которых нет у мужчин. Есть общие рекомендации. Хотя я не уверена, что кто-то четко проверял их результаты. Воздействие на гормональную систему...

А что, у мужчин нет гормональной системы?

Да, у женщин есть критические дни, женщина может быть беременной и кормить ребенка. Но все остальное – такое же «человеческое». Я считаю, что женщину отличает от мужчины по жизни и в йоге в том числе, количество фиксированных идей и стереотипов по поводу того, что «я - женщина» и «я должна быть такая-то», - пишет мне моя давняя московская знакомая Екатерина Сивакова, ныне - сертифицированный преподаватель хатха-йоги.

Все эти совершенно не произносимые и не воспринимаемые нашим простым ухом слова… Санкхья, ашрамы, шаткарма, прана… Но! Если отсечь все эти звучные напевы, останется очевидный факт – придя когда-то на Запад, йога по-прежнему популярна, и ею увлечено немалое число дочерей Евы. И у меня такое подозрение, что это далеко не всегда стремление к читта-вритти-ниродхах...

Понятно, что мотивация у всех разная. А часто тетенька и вообще не понимает, что она делает: принято, модно, подружка привела... Многие искренне считают, что йога – это нечто расслабляющее под приятную музыку или какие-то упражнения для растяжки. И мало кто вообще помнит о ее реальной цели.

Начинаем толстеть, терять форму - срочно надо что-то делать! Общество-то,  хоть мы и прикидываемся демократами, весьма архаично. Требования к внешней оболочке женщины очень высоки, мужчина, как правило, хорош такой, какой он есть и тем, что он просто есть. То есть, если грудь не того размера, или ноги не той длины или еще что, то мы рискуем потерять «свое счастье» и в страхе начинаем решать эти проблемы. Надо срочно что-то с собой делать, а на слуху - слово йога.

Но бывалые и продвинутые поклонники этого дела говорят, что очень часто женщина, придя на занятия с целью стать стройной и омолодиться до невозможности, постепенно и, может быть, незаметно для себя, меняет «мозговые настройки» - по-другому начинает относиться к себе, к жизни, к ее смыслу. То, что описывается литературным штампом - «расти духовно».

Не стоит также думать, будто задача йоги заключается в том, чтобы научиться жевать битые стаканы, пить синильную кислоту, лежать на гвоздях или бегать по углям. Если вы и видели нечто такое по телевидению, это - лишь рекламная демонстрация возможностей йоги для людей Запада, снятая людьми Запада же.

Кстати, женщины-инструкторы встречаются нечасто, в основном занятия ведут мужчины. Уж не знаю, с чем это связано, но, думаю, надо предоставить слово и им.

Вот, например, Даулет Назаров, председатель Федерации йоги республики. Личность, между прочим, харизматичная. В 1993 году поступил в Бишкекскую школу бхакти-йоги, где пять лет провел жизнь послушника, обучаясь практике различных систем йоги: карма, гьяна, аштанга, хатха и кундалини. 

В 1997 году получил традиционное посвящение у Бхакти Бхринга Говинда Свами Махараджа. Выпустил книгу «Йога для начинающих» и учебный видеофильм. Повышал квалификацию в Индии в городе Маяпур у мастера йоги Кристин Стейн, которая является одной из ближайших учениц Б.К.С. Айенгара.

Свободное время посвящает изучению древнейших трактат «Вед», «Йога сутр», «Ведической психологии», на основе которых практикует йогу, проводит консультации и тренинги. У него есть студия, куда ходят и мужчины, и женщины (в том числе, будущие мамы). 

-  Чтобы понять, чем йога полезна женщине, надо определиться, зачем женщина ею хочет заниматься. Если это гимнастика - йога-асаны - тогда укрепление опорно-двигательного аппарата, мышц таза, чтобы роды были легкими. Если философия - тогда это укрепление нервной системы, умение выходить из сложных ситуаций, доверять. Многие спорят, надо ли вникать в философию йоги или можно просто практиковать упражнения.

Ответ каждый дает себе сам. Но в любом случае, не следует начинать и бросать. Очень важно доверять преподавателю, и тогда эффект будет гораздо более ощутимым. Поэтому к занятиям йоги следует подходить серьезно.

Ох, какой камешек в мой огород – ведь я, как и многие, вспоминаю о йоге только, когда где-нибудь в организме ёкнет или застучит. Знаю, знаю, не права.

Но как побороть лень-матушку, как найти время для неторопливых занятий, которые – я верю – сделают нас, независимо от пола и национальности, здоровее, мудрее, радостнее?

Наверное, все просто – надо просто прийти в группу. И бабушка, кстати, будет спокойна.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи