Опубликовано: 2605

Буква позора

Буква позора

В прокат выходит «Отличница легкого поведения» – молодежная версия «Алой буквы», утверждающая, что слухи о распутстве нынешней молодежи сильно преувеличены.

Длинноногая Олив (Эмма Стоун) не замызганная уродина, а симпатяга в модном прикиде, но этого в наши дни маловато: одноклассники не помнят ее имени, а мальчишки смотрят на нее как на пустое место. Ситуацию изменит случайная ложь: соврав подруге, что потеряла невинность, Олив становится звездой – сплетня разлетается по школе, и девушке присваивается гордое звание главной шлюхи округи. У подобного рода популярности обнаруживаются как приятные плюсы, так и очевидные минусы.

«Отличница легкого поведения» выросла из довольно странного проекта: сценарист Берт В. Роял  решил модернизировать три литературных шедевра, поместив классический сюжет в школьные декорации XXI века. В планах у Рояла значились «Сирано де Бержерак» и последний роман Диккенса «Тайна Эдвина Друда», но свой крестовый поход он начал с комического переосмысления «Алой буквы» Натаниэля Готорна.

Драма женщины, позволившей своей личной жизни выйти за рамки общественных представлений о приличиях, «Алая буква» – что-то вроде американской «Мадам Бовари»: даже вышли они примерно в одно и то же время, книга Готорна в 1850, а роман Флобера в 1856. В истории литературы (в особенности, американской) и нравов «Алая буква» произведение настолько культовое, что в Штатах оно входит в школьную программу, до сих пор является неизменным участником книжных хит-парадов и подверглось многочисленным экранизациям (помимо прочих к роману обращался Вим Вендерс; имеется также голливудский новодел с Гари Олдманом и Деми Мур).

Действие «Алой буквы» происходит в Новой Англии 17 века. Эстер Прин, забеременевшая в отсутствие мужа, вынуждена в наказание носить на груди позорную букву «А», напоминающую, что она запятнала свою репутацию адюльтером.

«Отличница легкого поведения» не экранизация: фильм не осовременивает «Алую букву» подобно тому, как «Жестокие игры» переносят действие романа Шодерло де Лакло в современный Нью-Йорк.

Книга Готорна здесь становится скорее отправной точкой для разговора о распущенности, пуританстве и немножко о литературе. Пользуясь школьными терминами, «Алая буква» – тема сегодняшнего урока, как в переносном, так и в самом прямом смысле: книгу в фильме обсуждают в классе, и именно из нее Олив почерпнет идею в качестве протеста нацепить на свой наряд красную А.

Режиссер Уилл Глак в старшеклассниках разбирается неплохо:на его счету симпатичная комедия про лагерь чирлидерш «Зажги этим летом!». «Отличницу» зрители тоже оценили: при бюджете $8 млн картина собрала в американском прокате $57 млн. Вероятно, не последнюю роль сыграло то, что для фильма был выписан разновозрастный звездный капустник. Для тех, кто постарше, Малькольм Макдауэлл (строгий директор), Лиза Кудроу (любвеобильная завуч), Стэнли Туччи (либеральный папаша Олив, азартно отгадывающий, из-за какого ругательства его дочери угрожали отчислением). Для молодежи Пен Беджли (он же Дэн Хамфри из «Сплетницы»), вампир из «Сумерек» Кэм Жиганде и собственно Эмма Стоун, карьера которой пошла в гору после «Суперперцев».

Впрочем, обилие знаменитостей далеко не самое главное — успех «Отличницы» зиждется на том, что Глак подобрал идеальный тон для кино о старшеклассниках.

С одной стороны, фильм достоверен на уровне лексики и диалогов (хотя половину ругательств в конечном итоге вырезали, чтобы «Отличница» не получила жесткий прокатный рейтинг R), с другой — не перегибает палку. Глак смотрит на подростков не с ужасом «Деток» Ларри Кларка, а с юмором и умилением «Дряных девчонок» и «Суперперцев». Взгляд Глака — это взгляд прогрессивных родителей Олив, которые не краснеют от слова «секс», помнят, что когда-то были такими же, и знают страшную тайну: слухи о распутстве подростков сильно преувеличены, они больше говорят о разврате, нежели развратничают.

Предмет для беспокойства все же имеется – и тут «Отличница легкого поведения» неуловимым образом пересекается с «Социальной сетью» Дэвида Финчера. В эпоху виртуальной реальности человек моментально превращается в то, что он о себе заявляет, шепчет он это подруге или пишет на страничке Фейсбука.

Автор: Дарья Горячева  
Источник:
газета.ru

[X]