Опубликовано: 780

«Близкий враг»: люби и убей!

«Близкий враг»: люби и убей!

Маленькая Полина могла бы оказаться бродяжкой на улицах Батуми, если бы не вор в законе по имени Захар (Сергей Греков). После гибели матери-алкоголички девочка находит комфортный приют в большом доме криминального авторитета.

Оставим на совести художника по костюмам то, что такой серьезный человек носит одну и ту же кофту десять лет. Зато Захар становится для девочки любящим отцом, и для Полины наступает пора счастливого детства. Она влюбляется в рослого Олега по кличке «Красавчик» (Дмитрий Дюжев), но тот умудряется застрелить в кабаке сына мэра города. Теперь он вынужден уехать на Украину на долгих десять лет.

Полина вырастает в целомудренную красавицу (Евгения Трофимова) и хранит в душе свое первое чувство. Олег возвращается домой и спустя пару встреч и свиданий с шампанским Полина уже венчается в церкви с любимым. Но любимый привез из странствий нехорошего друга, наркомана и ловеласа Колю (Роман Костомаров).

Олег и Коля раскручивают бандитскую верхушку города на торговлю наркотиками. Затем Коля подставляет Олега и крадет контейнер с кокаином, кои в изобилии переправлялись из пункта в пункт морским путем. Прикованный к инвалидному креслу держатель воровского общака Валек (Андрей Панин) приказывает замочить Красавчика. Вскоре бездыханное тело Олега сбрасывают с моста в Ботанический сад. Полина решает отомстить за мужа. Первой жертвой разгневанной вдовы становится нехороший Коля.

Перед нами, как говорится, криминальная драма. Вернее, криминальной ее можно назвать исключительно потому, что основные герои в ней – бандиты. Жанр, наработанный мировым кинематографом в течение последних лет тридцати, оказался для режиссера Атанесяна невиданным зверем.

Казалось бы, как поступают нормальные режиссеры – берут из фильмов про женскую месть самое лучшее, творят из этого микс, придумывают отличные диалоги - и перед нами что-то вроде «Убить Билла», притом что «Леди Снежную кровь» или «Секс и ярость» никто не отменял. Впрочем, с классическими образцами криминального кино «Близкого врага» роднит нежелание старого вора в законе Захара заниматься наркотрафиком.

Примерно так же реагировал на подобные нововведения дон Корлеоне. Но надо признать, что сценария новой ленты Атанесяна касался отнюдь не Марио Пьюзо. И очень жаль. Вместо этого над картиной, помимо Александра Атанесяна и Ильи Авраменко, трудились восемь редакторов, пятеро из них – иностранцы. Лучше бы привлекли мастера диалогов из Болливуда Кадера Кхана – наверняка обошлось бы дешевле.

Удивительная слабость сценария, к сожалению, не позволяет говорить о фильме всерьез. Впрочем, несмотря ни на что, на фоне вопиющей нелепицы российского кинопроцесса «Близкий враг» выглядит вполне симпатично - во многом благодаря тонкой актерской игре Сергея Грекова, сыгравшего Захара, – единственного героя, чей образ по-настоящему глубок и внутренне наполнен. Как признался сам Атанесян, на вопросы Грекова по поводу своего персонажа режиссер отвечал коротким словом: «Отстань!».

Поэтому все заслуги по поводу этой впечатляющей роли принадлежат исключительно самому актеру, на фоне которого молодая поросль выглядит статистами. Видимо, поросли Атанесян все-таки что-то объяснял. Более того, на пресс-конференции съемочной группы режиссер вел себя словно Григорий Козинцев, представляющий «Короля Лира».

Не менее проникновенно о шекспировских страстях, якобы бушующих в фильме, вещал Дмитрий Дюжев. Но погоня за реализмом сыграла с творческой группой дурную шутку – отсутствие динамики, схематичное повествование и детсадовские диалоги мало совместимы с понятиями женской мести как таковой. Впрочем, Евгения Трофимова (утверждающая, что она и в жизни является дочерью криминального авторитета) обещала не простить журналистам отрицательного мнения о фильме. Может быть, вдали от софитов, в суровой реальности столичных джунглей, актриса окажется более впечатляющей мстительницей.

Автор: Анастасия Белокурова 
Источник: InterMedia

[X]