Опубликовано: 4257

«Байконур» – межкультурная сказка про любовь

«Байконур» – межкультурная сказка про любовь

В минувший четверг в алматинском кинотеатре «Цезарь» прошла премьера художественного фильма «Байконур», в создании которого приняли участие кинематографисты трех стран.

Продюсером с нашей стороны выступила Гульнара Сарсенова («Монгол», «Тюльпан», «Письма к ангелу»), с российской – Сергей Сельянов и Анна Качко, с немецкой – сам режиссер Файт Хельмер. С Казахстаном его связывают давние творческие узы: с помощью Института Гёте в 2004 году вместе со студентами Национальной академии искусств имени Жургенова он снял прелестную игровую короткометражку «Собачья жизнь». С тех пор он, ученик знаменитого Вима Вендерса, внимательно следит за успехами своих казахстанских подопечных, многие из которых сейчас активно работают в большом кино.

Кстати, и в съемочную группу «Байконура» Файт Хельмер приглашал ребят из Жургеновки. Они прошли отличную практику на его новой картине. Например, студентка операторского факультета Эльмира Темиргалиева работала фотографом, а по совместительству – переводчиком, ведь в массовках участвовали и местные жители. Основные съемки проходили в степях под Капчагаем в сентябре прошлого года. Четыре дня в октябре снимали прямо на космодроме Байконур (и это уникальный случай!), а в начале ноября – в Москве, в Центре космической подготовки. На пару дней выезжали и во Францию, где отсняли эпизод с «невесомостью».

Группа была интернациональной. Казахстанец Рустам Одинаев построил декорации аула, в котором близ космодрома живут герои фильма. Главный из них – парень Искандер по прозвищу Гагарин, до самозабвения увлеченный космосом. С помощью рации и других научно-технических прибамбасов ему удается точно вычислять места падения обломков от ракет, стартующих с Байконура. За этим металлом как раз и охотятся сельчане. Так бы и текла размеренно их жизнь от полета к полету, пока однажды юноша не нашел в спускаемом аппарате космическую туристку-миллионершу Джули, в которую «Гагарин» влюбился еще раньше, увидев французскую красавицу в телерепортаже о запуске международного экипажа.

К слову, в образе казахстанского космонавта зрители увидели популярного актера Берика Айтжанова («Махамбет», «Ликвидатор», «Возвращение в «А»). Небольшие, но очень важные роли сыграли и другие наши артисты: дедом парня стал Ерболат Тогузаков («Подарок Сталину», «Сказ о розовом зайце», «Небо моего детства»), соседкой – Турахан Сыдыкова («Подарок Сталину», «Келин», «Мын бала»). Между прочим, она уже второй раз работала с известным немецким режиссером, первым был живой классик европейского кино Фолькер Шлёндорф, у которого Турахан-апай снялась в фильме «Улжан».

После показа ведущий представил зрителям еще одну актрису – 11-летнюю Венеру Алиеву, которая появилась на кинопразднике вместе со своими подружками и мамой Даригой Назарбаевой. Внучка нашего президента выразительно сыграла роль забавной сельской девочки, продающей герою двух козлят – Венеру и Марса, умело торгуясь при этом. Два года назад она дебютировала в сериале «Астана – любовь моя» в роли дочки многодетных родителей. О «Байконуре» юная артистка отозвалась тепло.

– Я хотела бы поблагодарить всех вас за то, что вы пришли на эту премьеру, – уверенно начала Венера свою приветственную речь перед публикой. – Мне очень понравилось работать с такой интересной командой, режиссером, продюсером, актерами и даже с козлятами, которые оказались довольно тяжелыми, ведь я носила их на руках. Съемки в этой картине стали для меня большим опытом в актерской карьере. Я хотела бы и дальше сниматься в кино.

Уже в фойе кинотеат¬ра девочка поделилась с «Известиями-Казахстан» и другими подробностями: «Мы снимали дублей десять, когда я гналась за козами, потому что иногда они бежали совсем в другую сторону. А вот сцену с продажей козлят отработали быстро. Я старалась держаться естественно, выполняя указания режиссера». Еще Венера рассказала, что играет на пианино, увлекается рисованием, усердно изучает казахский, русский и английский языки. Она всегда в первых рядах участвует в школьных концертах. Очень любит посещать балетные спектакли, мечтает сходить на «Лебединое озеро». Понятно, что и кино смотрит. Серия про Гарри Поттера ее не больно-то захватила, а «Сумерки» понравились. Из последних казахстанских фильмов отметила «Гашык журек, или Коктейль для звезды». Хочет посмотреть и вторую его часть. А вот про серьезность своей актерской карьеры уточнила: «Об этом мы еще пока думаем...».

Надо сказать, что Файт Хельмер весьма лестно отозвался об эпизоде с участием Венеры и откровенно заявил: «Меня мало волновало, кто эта девочка. Но если бы сцена получилась плохой, я бы не взял ее в фильм. А сейчас я тоже влюбился в этот эпизод».

Он действительно очень милый и органичный. В фильме вообще довольно много трогательных кадров. В том числе тот, где на кобызе играет Турахан Сыдыкова. Она сама предложила режиссеру снять ее, а он лишь ждал удобного момента с красивым закатом солнца. Без импровизации не обошлось. Это и понятно: что-то рождалось по ходу съемок, что-то уточнялось. Ведь сценарий фильма написан Сергеем Ашкенази, выходцем из Украины, живущим в Германии. О казахстанских реалиях ему рассказывал Файт Хельмер, соавтор сценария.

– Я назвал фильм «Байконур» только потому, что изначально именно космодром вдохновил меня на создание этой картины, – рассказал режиссер «Известиям-Казахстан». – Сюжет напрямую связан с ним, крутится вокруг него. Идея снять фильм про Байконур у меня родилась очень давно. Сначала было две линии. Первая – про космический туризм в целом, а вторая основывалась на фактах про падающие с неба обломки запускающихся в космос ракет, которые местные жители собирают, приспосабливая для своих жилищ: кто крышу ими кроет, кто забор ставит. Удивился я еще одному реальному обстоятельству, которое меня тоже очень заинтересовало: оказывается, иногда спускаемый космический аппарат раньше поисковой группы находят живущие рядом люди. Эта линия как раз и связала две предыдущие.

– Но вы избрали жанром для своей картины сказку, фэнтези. Реалии жизни в вашей картине переплетаются с абсолютно сказочными…

– Но это вовсе не фантастическое кино. Скорее это магическая – волшебная реальность.

– Вместе с тем вы сняли фильм смешной и грустный одновременно, то есть получилась трагикомедия. А сцены погонь за обломками и вовсе комичны. За металлом наперегонки спешат все аульчане: кто верхом на лошади, кто на ишаке, кто на верблюде, тракторе, мотоцикле. Не боялись, что вас могут неправильно понять?

– Нет. Думаю, что эта история вселенская – понятная в любом уголке мира. Фильм спокойно можно показывать и в Америке, и в Африке, и в Европе. Картина побывала уже на фестивале в корейском Пусане, сюда я прилетел из Тбилиси, где она тоже демонстрировалась. Скоро поедем на очередной киносмотр. В Германии премьера была 1 сентября, фильм до сих пор идет в отдельных кинотеатрах.

– Вы любите работать с непрофессиональными актерами?

– Я не спрашиваю ни у кого каких-то подтверждающих сертификатов. Для меня важно, как человек играет, как он смотрится с партнерами, а внешность – дело второе.

– Интересно, где же проходил кастинг?

– В Алматы, Бишкеке, Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Берлине. Космическую туристку играет француженка Мари де Вильпен, она училась актерскому мастерству, но на родине ее больше знают как модель.

– Замечателен в роли главного героя Александр Асочаков! Он из Хакасии?

– Да, но мы нашли его в Санкт-Петербурге и довольно поздно, из-за чего я очень волновался. Он суперактер! И такой наивный. Он жил на ферме, и это его история. Но потом Саша поступил на актерский в Питере и уже окончил институт.

– Сложно ему было играть в эротической сцене да еще с моделью?

– В таких эпизодах всем трудно, и режиссеру – тоже.

– Вы умело балансировали на грани, не скатившись в пошлость. Здесь помогает чутье и вкус, чувство меры. Но объясните, почему аульная девушка Назира, явно не казашка, ходит у вас в какой-то странной одежде? И вообще – выглядит чумазой, неопрятной шаманкой или блаженной какой-то...

– Она не обязательно должна быть казашкой. А такая она потому, что потеряла своих родителей. После этой трагедии Назира запустила себя – даже боялась прикасаться к своему телу. Но когда играет красивая музыка, девушка преображается... Если история снята в Казахстане, то вовсе не значит, что это комментарий о жизни Казахстана. Тем более что здесь проживает очень много людей разных национальностей. К тому же Ситора Фармонова, играющая Назиру, – одна из самых красивых женщин мира. Она таджичка из Бухары, но жила в Ташкенте. Ситора больше актриса, чем певица. Ее героиня общается в основном с животными. Когда у «Гагарина» возникают проблемы с Джули, он идет именно к Назире спросить совета.

– Не ищи в заоблачных далях женщину своей мечты, а оглянись вокруг – может быть, твоя суженая совсем рядом. Такова одна из моралей вашей сказки?

– Думаю, каждый человек должен далеко уйти, чтобы вернуться и понять главное: именно здесь самое дорогое, что у тебя есть. Назира была настолько мудрой, что не останавливала парня перед его уходом на Байконур, понимая бесполезность такой затеи. Она просто осталась ждать его. Сейчас я поймал себя на мысли, что совершил ошибку, потому что пришедшая на Байконур Назира сказала «Гагарину»: «Ты должен вернуться». А следовало бы произнести: «Возвращайся, пожалуйста!». Надо бы переснять эту сцену… (Смеется.)

Источник: «ЛИТЕР-Неделя».

Загрузка...

[X]