Опубликовано: 2600

Ave Майя

Ave Майя

В пластике Плисецкой танцевальное искусство достигло вершин гармонии.

Когда о великой балерине снимут художественный фильм, сценаристам не придется долго думать — ее биография богата сюжетами, которые сами просятся на экран.

В своей книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая» она писала: «Что тебе еще интересно узнать обо мне, читатель? Что я левша и все делаю левой рукой? Что я всю жизнь страдала бессонницей? Что я всегда была конфликтна? Лезла на рожон попусту? Что во мне сочеталось два полюса — я могла быть расточительной и жадной, смелой и трусихой, королевой и скромницей? Что я предпочитала питательные кремы для лица и любила, густо ими намазавшись, раскладывать на кухне пасьянсы? Что была ярой футбольной болельщицей? Что любила селедку, нежно величая ее «селедой»? Что никогда не курила и не жаловала курящих, что от бокала вина у меня разболевалась голова? За прожитую жизнь я вынесла простую философию. Простую, как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. И только так».

Как личного врага, Майя Плисецкая ненавидела советскую власть, которая одновременно воздавала ей почести и тиранила — годами не выпускала за границу, шпионила и пыталась помешать танцевать то, что хотелось.

Она родилась почти 90 лет назад, 20 ноября 1925 года в Москве. Мать — Рахиль Мессерер — была актрисой немого кино, а тетя и дядя — Суламифь и Асаф Мессерер, виртуозные танцовщики и прекрасные педагоги, тогдашние звезды Большого — были любимой балетной парой Сталина. Отец будущей балерины, Михаил Плисецкий, был руководящим работником, генеральным консулом на Шпицбергене.

Семья Плисецких приехала в Москву, когда девочке было 10 лет, и Майю определили в школу в балетный класс. А в 1938-м ее отца расстреляли, а мать арестовали прямо во время представления «Спящей красавицы» в Большом театре. Перед самой войной благодаря хлопотам родных Рахиль Плисецкая вместе с маленьким сыном вернулась из ссылки и тоже поселилась у Суламифи Мессерер, где после репрессий семьи жила осиротевшая племянница.

Накануне войны Майя удачно дебютировала в выпускном концерте балетного училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала. С первых шагов на сцене Большого проявилась яркая индивидуальность балерины — необыкновенная выразительность и страстность.

Ступенька за ступенькой поднималась Плисецкая к своим главным партиям. В балете «Спящая красавица» была феей Сирени, феей Виолант и, наконец, Авророй. В «Дон Кихоте» перетанцевала все женские партии, но блистательно исполненная роль Китри стала открытием в исполнительском искусстве. Постепенно Плисецкая завоевала мировую славу, став самой яркой звездой русского балета.

Наиболее известными считаются исполненные ею партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», Авроры в «Спящей красавице», Хозяйки медной горы «Каменном цветке» и Кармен в «Кармен-сюите» ее мужа, композитора Родиона Щедрина. Специально для жены он, помимо этого, написал балеты «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой».

После новаторской «Кармен-сюиты» ею начинают активно интересоваться зарубежные хореографы. В результате Ролан Пети ставит для нее «Гибель розы», а Морис Бежар — «Болеро» и «Айседору».

Стиль исполнения Майи Плисецкой стал общепринятым каноном. В 1983 году — неожиданный поворот в судьбе примы: ей предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы. 4 января 1990 года Майя Плисецкая танцевала свой последний спектакль в Большом театре — «Даму с собачкой». Давние разногласия с художественным руководством балетной труппы привели к тому, что балерина ушла из Большого театра.

Майя Михайловна обладала редчайшим даром: едва появившись на сцене и не сделав еще ни одного движения, она властно приковывала к себе внимание, завораживая зрителей уже самим своим присутствием, внутренней значительностью, магией личности.

С 1994 года в Санкт-Петербурге проводится международный конкурс балета под названием «Майя».

Фото Майи Плисецкой смотрите на Фотогалерее

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи