Опубликовано: 1441

70 лет со дня рождения оператора Юрия Векслера

70 лет со дня рождения оператора Юрия Векслера

 Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения кинооператора Юрия Векслера. У него не было высшего образования. Постигать азы профессии он начал на «Ленфильме» в должности ассистента фотографа, но в итоге стал одним из лучших операторов страны, снял более 30 картин, в том числе, и знаменитый фильм о приключениях Шерлока Холмса и доктора

Ватсона.

Рассказывают «Новости культуры».

Знаменитый профиль Шерлока Холмса – идея Юрия Векслера. Увидев рисунки художника Сиднея Пейджета, он создал образ сыщика с помощью кинокамеры так, что даже в Англии оценили и поставили напротив британского посольства в Москве памятник. Борис Клюев, который сыграл брата Холмса, бывает там часто: скучает по той идеальной актерской команде.

Народный артист РСФСР Василий Ливанов, исполнивший в картине роль Шерлока Холмса, говорит, что Юрий Векслер был лидером съемочной группы. «Весь стиль картины, весь образ картины задан, конечно, Юрием Векслером, блестящим художником, потрясающим оператором, человеком, который жил искусством», - говорит Ливанов.

Отец Векслера был художником, он учился у Малевича и Шагала. Юрий Векслер тоже рисовал и отлично фотографировал. Любимым его жанром были портреты. Задачей Векслера-оператора было не просто отразить лицо актера как в зеркале.

Борис Клюев вспоминает: «Юра Векслер обладал одним очень ценным качеством - он любил актера, и актеры у него получались всегда очень выразительными».

С актрисой Светланой Крючковой он прожил в браке 14 лет. Она признается, никто так хорошо не знал ее лица, как Векслер. Светлана Крючкова доверяла ему, как никому другому. Каждый раз с новой ролью шла за советом к Векслеру. Так было и с «Царской охотой», где Крючкова сыграла императрицу, а Векслер был оператором. «В "Царской охоте", - признается Крючкова, - он подсказал мне, что Екатерина всю жизнь говорила с немецким акцентом».

Юрий Векслер и Светлана Крючкова встречались на съемочной площадке не раз. Вместе работали и над «Женитьбой» - фильмом, который Векслер полностью снял с плеча.

Светлана Крючкова: «Для того, чтобы в "Женитьбе" получилось полное ощущение другого века, он просто сказал: "Давайте снимать зимой". Потому что все снегом засыпано и не видно ни асфальта, и выбирали место, где нет проводов».

Векслер встречал актера на пороге студии и не отходил от него до конца съемок. Василий Ливанов вспоминает: «Я никогда не видел, чтобы оператор приходил в гримерку, садился напротив актера и смотрел очень внимательно на него, когда он гримируется, разговаривал с ним. Сначала я не понимал, думал, что такое дружеское общение, потом я понял, он рассматривает актера».

«Если он видел, что актер готов, - говорит Крючкова, - то снимал тут же, он говорил: "Снимаем сейчас". Потому что через 15 минут он перегорит, и уже не попадет в нужное для картины состояние».

Юрий Векслер никогда не пытался солировать. Всегда работал на общий замысел фильма. Светлана Крючкова: «Взять его две картины "Шерлок Холмс" и "Пацаны". Впечатление, что они сняты двумя разными операторами, а это делал один и тот же человек».

Юрий Векслер всегда ценил таланты тех, с кем работал. На съемочной площадке он почти не говорил, лишь иногда тихо протестовал. Борис Клюев: «Не нравится мне голова этого человека, не нравится она мне! Сделайте с ним что-нибудь другое. Вызывает гримера, начинает колдовать, почему-то человек даже не персонаж, а из групповки».

Он мечтал снять кино в качестве режиссера, даже подумывал о вестерне, но мечта не сбылась. Видимо, не мог Юрий Векслер кому-то еще доверить самое ценное – изображение.

Фото с сайта http://www.melofanas.lt

[X]