Если изучить объявления компании на портале госзакупок, можно увидеть много интересного, пишет Caravan.kz.
Например, перевозчик закупил «здания мобильные жилые» — одно за 50 млн тенге и еще три по 70 млн тенге. В принципе, необходимость в таких зданиях понять можно – персонал КТЖ нередко работает в голом поле без каких-либо зданий, причем в любую погоду круглый год.
В компании даже объяснили, почему закупка была проведена из одного источника.
«Закупки проведены способом из одного источника по решению единственного акционера (постановление правительства РК) у ТОО «Казахстанский Технологический Эксплуатационный Центр» («КазТЭЦ»), который является отечественным товаропроизводителем мобильных зданий, при этом данная компания является патентообладателем», — сообщили нам.
Тут тоже более-менее понятно: поддержка отечественного производителя — дело хорошее, опять же, если есть патент. Правда, чем руководствовался акционер и есть ли другие казахстанские производители мобильных зданий, в КТЖ не рассказали.
А главное, это был единственный подрядчик, которого перевозчик все же решился назвать, хотя таких вопросов у «Каравана» было много.
Например, у какой компании был куплен «Электробалластер» за 844 млн тенге и проводился ли по этой позиции открытый тендер.
Или у кого компания закупила сапоги на 560 млн тенге.
Или почему «панели питания для электропитания релейных централизаций станций с количеством стрелок до 70 без использования устройств бесперебойного питания» (3 штуки по 185 млн тенге и 1 за 126 млн тенге) были приобретены из одного источника. Поставщика тоже не назвали.
Или почему «Услуги по авторскому надзору по проекту «Строительство обводной железнодорожной линии в обход железнодорожного узла станции Алматы» были закуплены из одного источника на 370 млн тенге, хотя организаций, которые занимаются авторским надзором, в мегаполисе больше одной.
Или, например, производственные базы. Компания ежегодно тратит сотни миллионов тенге на аренду помещений в разных уголках страны. И, как правило, такие закупки проводятся способом из одного источника, к примеру — на станции Шар за 26 млн тенге и на станции Казалы за 22 млн тенге. Компания не ответила, принадлежали ли ей раньше данные помещения и не целесообразнее ли выкупить данные помещения, чем ежегодно платить огромные суммы.
Особенно любопытно это выглядит на фоне типичной для Казахстана схемы – продать государственные здания, а потом арендовать их же. Буквально вчера стало известно, что таким образом в частных руках оказался учебный корпус старейшего вуза Казахстана – КазПНУ им. Абая.
Куда уходят бюджетные миллиарды
Однако есть вопросы и по суммам намного больше.
Например, перевозчик ответил, зачем ему понадобились «Работы по изготовлению металлических конструкций» на 41 млрд тенге, но у кого и почему данные работы были закуплены из одного источника – нет.
Вопросы возникли и по ряду открытых тендеров, в том числе:
1. «Строительно-монтажные работы по проекту «Модернизация устройств телемеханики диспетчерских кругов» по Кокшетауской дистанции электроснабжения» — на 3,2 млрд тенге.
2. «Строительство обводной железнодорожной линии в обход железнодорожного узла станции Алматы» — на 150 млрд тенге.
3. «Строительство железнодорожной линии Дарбаза – Государственная граница с Узбекистаном» — на 285 млрд тенге.
4. «Строительство вторых путей между приграничными станциями Достык — Алашанькоу по колее 1520 мм и 1435 мм» — на 10,7 млрд тенге.
5. «Модернизация устройств телемеханики диспетчерских кругов» по Акадырской дистанции электроснабжения» и «Модернизация устройств телемеханики диспетчерских кругов» по Сары-Шаганской дистанции электроснабжения», на каждую из которых выделено по 2,5 млрд тенге.
Общая сумма этих госзакупок составляет около 453,9 млрд тенге. Деньги огромные. Однако в КТЖ не стали называть компании, которые победили в перечисленных тендерах, предложив нам поискать их самостоятельно в открытых источниках. Подобная скрытность выглядит несколько сомнительно в свете постоянных скандалов, приговоров сотрудникам и хищений.
Еще одна интересная закупка, причем ежегодная — «Услуги по аренде каналов связи на железнодорожных участках Территория РК и РФ» на 8,5 млрд тенге. Мы пытались узнать, для чего нужны такие затраты и есть ли возможность сократить их за счет использования более дешевых и современных коммуникаций, а также, какая именно компания выиграла тендер. В ответ на эти вопросы нам сообщили, что «ж/д транспорт, как базовая инфраструктурная отрасль, играет ключевую роль в экономике Казахстана. Казахстан в силу своего уникального положения является центром товарных потоков, по территории которого проходят 5 международных ж/д маршрутов. Основные транзитные потоки обслуживают торговлю Китая с Европой и Центральной Азией». Это цитата из официального ответа на запрос. Далее объясняется, зачем железнодорожникам вообще нужна связь, хотя такого вопроса не было.
Один вопрос и вовсе остался без ответа.
Речь идет о ежегодной закупке «работ по ремонту оборудования железнодорожного транспорта (ремонт измерительного оборудования мобильных средств диагностики)» на 11,3 млрд тенге. Но детали последней подобной закупки так и остались неизвестны.
Таким образом, на данный момент политика «Қазақстан темір жолы» в отношении госзакупок выглядит как нарушение принципа об открытости и прозрачности, буквально прописанного в законодательстве. В свою очередь отсутствие прозрачности и нежелание называть подрядчиков и поставщиков может намекать на нарушение других прописанных в законе принципов – о предоставлении потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в государственных закупках, о добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков, о недопущении коррупционных правонарушений и конфликта интересов.
Но, по-видимому, представителям перевозчика немного не до этого. В конце концов, долги компании давно превысили 2 триллиона тенге. Чтобы выплатить их, компании придется хорошо поработать, ведь показатели ее прибыли в 2024-м заметно упали по сравнению с аналогичным периодом 2023 года – сразу на 38 %. Возможно, именно с этим связано нарушение антимонопольного законодательства «дочкой» КТЖ — перевозчик сильно завышал цены на свои услуги.
Впрочем, ничто из этого не помешало руководству КТЖ выдать себе премии на 790 млн тенге.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу