После атаки на причал КТК, где проходит большая часть казахстанской нефти, в медиапространстве вспыхнул определенный градус напряженности, появились вопросы о возможных рисках для экономики и внешней политики Казахстана. Казахстанские политологи прокомментировали ситуацию, оценивая последствия атаки и позицию Астаны в международных переговорах, передает Caravan.kz.
Так, политолог Газиз Абишев считает, что украинские военные и СМИ пытаются сократить число стран, сохранивших доброжелательное отношение к Украине, и теперь внимание переключилось на Казахстан.
«Украинские СМИ вовсю стремятся сократить число дружелюбно настроенных к Украине стран. На этот раз украинские военные осознанно ударили по причалам КТК, занимающимся перевалкой казахской нефти. В ответ на сдержанный протест казахстанского правительства, по сути, предлагают Казахстану молча терпеть удары по своей экспортной инфраструктуре, от которой зависит развитие экономики РК и жизнь простых казахов. И, заодно, разорвать экономические отношения с Россией, на которые тоже завязано много чего», – поделился мнением политолог.
В этой связи эксперт подчеркнул, что Казахстан с самого начала не поддерживал войну в Украине и как публично, так и по закрытым каналам последовательно призывал к прекращению огня и поиску дипломатического решения. Президент Токаев сохраняет прямой контакт с Владимиром Зеленским и участвует в многосторонних переговорах с Россией, США, Европой и Китаем, стремясь найти формулу мира.
«Астана стоит на позициях признания территориальной целостности Украины. РК не оказывала и не оказывает военной помощи сторонам конфликта. Судит собственных граждан, принимающих участие в конфликте. Казахстан много раз заявлял, что не будет нарушать западные санкции. Европейские и американские инспекторы имеют возможность наблюдать за происходящими процессами.
Политолог Марат Шибутов в свою очередь пояснил, что сложность в том, что часть месторождений, подключенных к КТК, не способна технически снижать добычу – они фонтанного типа, с высоким давлением, и нефть поступает самотеком.
«Хранилищ у нас нет, и единственный выход будет, если КТК остановится, – получается, ограничить добычу там, где именно качают, а на фонтанах, наверное, придется сбрасывать на факел, если КТК остановится полностью. Ну, тогда это будут десятки тысяч тонн нефти в день, это деньги горят просто, и всё, то есть это сотни тысяч в час, миллионы в день», – заявил эксперт в комментарии bfm.ru.
Что касается двустороннних отношений между Казахстаном и Украиной:
«Мне пока не очень понятно, что мы дальше будем делать. Ну, у нас только недавно назначили посла, его пару лет не было. Плюс не забывайте, у нас торговля ограничена фактически до минимальных размеров, то есть ничего нет, транспортного сообщения нет»..
В ночь на 29 ноября причал Каспийского трубопроводного консорциума под Новороссийском подвергся атаке безэкипажных катеров. Поврежденное устройство ВПУ-2 признали непригодным, погрузка нефти остановилась, танкеры вывели из акватории. Утечки в Черное море не зафиксировали – системы защиты автоматически перекрыли трубопроводы, продолжается экологический мониторинг.
Через этот терминал проходит нефть из месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Работа возобновится только после снятия угроз.
МИД Казахстана выразил протест, подчеркнув, что это третий удар по гражданскому объекту, защищенному международным правом. По данным ведомства, Казахстан выступает за стабильность энергетических поставок и считает КТК важным элементом мировой энергетической системы. В МИД отметили, что произошедшее вредит отношениям с Украиной, и ожидают от Киева шагов по предотвращению подобных атак.