Выбоины на дороге – проезд бесплатный: смогут ли казахстанцы не оплачивать проезд по разбитым трассам

Такая мысль всё чаще возникает у казахстанских водителей на платных трассах. Ведь формально мы платим за инфраструктуру, но по факту — за мечту. За надежду, что когда-нибудь ровный асфальт будет не только для "высоких" кортежей, но и под нашими колёсами. В ситуации разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Деньги в асфальт — только не в новый

По данным самого Минтранса, в 2024 году сборы с платных трасс составили чуть больше 48 миллиардов тенге. Это на треть больше, чем в 2023-м. А к 2025 году доход должен вырасти до 60 миллиардов, потому что много денег уходит на содержание дорог. По словам Марата Карабаева, 25 тысяч километров требуют ежегодных расходов в 80 млрд тенге, не считая затрат на технику и обслуживание. На заседании правительства министр также заявил, что в 2025 году появятся аж четыре тысячи километров новых платных дорог. При этом уточнил, что речь идет только об изменении их статуса.

То есть никто не собирается строить эти четыре тысячи километров с нуля. Просто уже существующие дороги — те, что давно построены, частично отремонтированы или хотя бы подкрашены по обочинам — получат статус платных.  В общем, дорога та же, только шлагбаум новый.

За что платим?

А теперь главное. Что с качеством? По словам депутатов мажилиса, водители и перевозчики жалуются, особенно на дороги первой категории. Мол, платим, как за автобан, едем - как по просёлку.

К тому же премьер-министр Олжас Бектенов сообщил, что за прошлый год поступило свыше 40 тысяч официальных жалоб на состояние дорог. И это реальные пользователи дорог, в том числе платных.

На что тогда пошли наши деньги? В ходе брифинга Марат Карабаев рапортовал: «Мы завершили долгострои». То есть доделали трассы, которые обещали сдать ещё лет 5–10 назад. В список «завершённых» попали маршруты Астана – Алматы, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Актобе – Атырау – Астрахань. Также начался «средний ремонт» участков, которые не знали асфальта полвека.

Если перевести это на бытовой язык — это, как если бы вам в ресторане подали вчерашний суп, а в счёт вписали «фирменное блюдо от шефа». И попросили за это доплатить.

Что с тарифами?

Министр убеждает, что проезд по казахстанским платным трассам в 7–25 раз дешевле, чем в соседних странах. И наши тарифы, видимо, их догонят.  В этом году подорожание было на 30–40 %, и, по словам министра, это должно было затронуть только транзитный и иностранный транспорт. Но есть одна проблема — в Казахстане нет отдельных ценников для малых предприятий и фермеров.

И если международный перевозчик может «растворить» расходы на платную трассу в общем тарифе, то для местного агрария, который везёт мешки с картошкой от аула до оптовки — это уже реальные убытки.

В официальном ответе Минтранса на наш запрос приводится расчёт: груз весом 15 тонн проезжает маршрут Астана — Щучинск и платит 7910 тенге. Это 38 тенге за километр, или 0,52 тенге за килограмм. Вроде бы и немного. Но только если не учитывать, что перед этим фермер уже проехал по убитой сельской дороге, после - по платной объездной, а на выходе ещё и будет ремонтировать подвеску. И все эти затраты он включит в стоимость картошки. 

Будет ли возврат за плохую дорогу?

На этом фоне логично звучит вопрос: а если дорога нечищена, разбита или перекрыта на ремонт — можно ли вернуть свои деньги? Тем более, что министерство транспорта опубликовало проект поправок в законодательство, по которому плату за проезд могут отменить, если участок дороги не отвечает нормативам. Правда, по конкретному участку, а не по всей трассе.

В официальном ответе на запрос министерство аккуратно сообщило, что вопрос рассматривается. Звучит обнадеживающе. Но пока неясно — что именно считается «дефектом», кто это фиксирует и, главное — кто будет возвращать деньги? И как? Автоматически или через заявление, фото, ожидание и молитвы? Но, даже несмотря на неопределённость, сами такие предложения — словно бальзам на сердце водителя.

Народный контроль в придорожных клозетах

Конечно, дорога — это не только асфальт, ямы и знаки с выцветшими цифрами. Это ещё и кафе, заправки, туалеты, кемпинги, СТО и прочие радости придорожной жизни.

По данным Минтранспорта, сегодня вдоль казахстанских дорог работает 1446 объектов придорожного сервиса. Из них 90 % якобы уже соответствуют национальным стандартам. Если под стандартом понимать перекошенный навес, пластиковый стул и дырку в бетоне вместо унитаза — ну тогда да, вопросов нет.

Инспекторы, по словам министерства, ездят регулярно, работают с акиматами, сервисами и даже с инвесторами. Планируют подключить независимые проверки, а результаты выложить в открытый доступ. Тут главное, чтобы фотоотчёты не стали сборником хоррора.

А ещё внедряется народный контроль. Скоро любой путешественник сможет оставить отзыв через мобильное приложение. И, возможно, благодаря смайликам где-то на трассе появится туалет с дверью, мылом и даже крючком для сумки.

Цифровой контроль против «асфальтового распила»

На фоне всех этих жалоб, дыр в асфальте и в полу есть проблеск здравого смысла. В стране начали тестировать цифровой тенге в сфере дорожного строительства, чтобы деньги из бюджета не испарялись между заказчиком и подрядчиком. Когда средства идут по цифровому каналу, каждый тенге — под контролем. От начала до конца, чтобы не затерялось, не задержалось на этапе согласования.

Как сообщили в министерстве, пилотный проект с применением цифровой валюты уже реализуется на участке трассы Мукур – Кульсары. Там за дело взялись «КазАвтоЖол» и «Атырауинжстрой-АИС». Второй пилот идёт в Павлодарской области, на участке между границей с Россией и Майкапшагайским направлением.

Планы на будущее амбициозные — распространить цифровой тенге на все виды работ: текущий ремонт, капитальный и даже реконструкции. Но прежде власти обещают проанализировать итоги пилотов. И только потом — масштабировать.

Что ж, звучит как попытка сделать дороги в Казахстане не только платными, но и хоть немного честными. Хотелось бы, чтобы вместе с цифровыми тенге на дороги пришли цифровые гарантии — за каждый километр, за каждую яму, за каждый обещанный, но не построенный кусок трассы.

Выбоины на трассах онлайн

Помимо этого премьер-министр поручил до конца года ввести в пилотную эксплуатацию цифровую платформу E-Joldar — для мониторинга состояния всех дорог: от республиканских до городских.

Платформа должна быть открытой. Да-да, не только для госорганов и подрядчиков, но и для журналистов, активистов, общественных наблюдателей. Министерство обещает, что доступ получат СМИ и НПО. То есть любой желающий, от репортёра до сельского жителя, сможет посмотреть, где дорога «ушла под асфальт», а где подрядчик пообещал, но не выполнил, или чиновники опять сэкономили на щебне.

Интерфейс, конечно, пока в разработке. Но если всё пойдёт по плану, то за состоянием трассы можно будет следить не по выбоинам, а по карте — и в реальном времени.

А пока нам предлагают подождать. Подождать, пока подрядчики исправятся. Пока цифровой тенге победит откаты и народные отзывы превратятся в реальные туалеты с дверью.

Но казахстанцы ждать устали. Мы уже давно умеем обходить ямы, объезжать обещания и тормозить у каждой новой таблички.

Так что если в этом году вам снова скажут: «Будет дороже», не забудьте спросить: «А будет лучше?» И если нет, может, перестать платить за сказки? Даже если в них красивые рендеры, умные платформы и цифровые тенге.