В Казахстане опять возвращаются зарплаты «в конвертах»

На начало августа в базе электронной биржи труда enbek.kz было выставлено почти 250 тысяч вакансий. От претендентов поступило 138,5 тысячи резюме. Рабочих мест по сравнению с прошлым месяцем стало на 130 % больше. Заявок от безработных – на 6,3 % меньше. Почему? Разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Куда, где, за сколько?

В этом году в Казахстане «планировалось создать 2,8 миллиона качественных рабочих мест, что на 150 тысяч больше по сравнению с предыдущим годом... За первое полугодие трудоустроено 250 тысяч граждан. Из них 134 тысячи на постоянные рабочие места». Это информация от минтруда.

Во-первых, что стало с остальными гражданами, которые так и не обрели работу? Во-вторых, а на какие именно предприятия трудоустроены счастливчики? Какой квалификацией обладали эти трудоустройцы – на сайте министерства об этом ни буквы, ни запятой. Возникают разные сомнения. Граждане не подошли работодателям по качеству профподготовки?

«Еще почти 50 тысяч новых рабочих мест будет создано до конца года в рамках национальных проектов», - отметили в минтруда. Каких именно проектов? Нет информации. Почему? Всем желающим трудиться не хватило новых предприятий, потому что они так и не открылись (напомним: в планах значился запуск 190 индустриальных проектов)? Или опять планы минтруда не совпали с проектами других министерств? Тогда о каких 2,8 миллиона «качественных рабочих мест» шла речь?

Справка «Каравана»

Немного цифр. Большинство вакансий – 120,7 тысячи – на образование. Напомним. В республике каждый год выпускают более 50 тысяч педагогов, которым за четыре года дважды повышали зарплаты. Куда эти специалисты деваются? Что-то не так в образовании? Или в самих выпускниках вузов?

Опять данные от минтруда. По зарплатным ожиданиям на первом месте кандидаты на должности технического директора – где-то 1,2 миллиона тенге. И коммерческого директора – чуть больше «ляма». У нас не хватает начальников? Или эти претенденты в бастыки живут в другой реальности? Или они знают что-то совсем тайное, которое недоступно министерству труда?

Смотрю, кому и какие зарплаты предлагали в августе на открытые вакансии. Начальникам цехов в горнодобывающих отраслях сулили больше 800 тысяч тенге. Нерядовым энергетикам – более 700 тысяч. Специалистам со стажем в области IT – более 700 тысяч.

Комментарий юриста Алексея Шмидта:

Смотрю чисто рабочие специальности: сварщики, монтажники, водители спецтехники, столяры, токари, фрезеровщики, штукатуры-маляры, повара и т.д. «Минималка» – 400-450 тысяч тенге. Максимум – 700. Но это только для профессионалов со стажем. Но те, кто с опытом – давно работают. А где набирать стаж выпускникам колледжей? Только там, где большие компании создали свои профтехучилища с дуальным обучением – теория плюс практика. Но таких мало.

Отдельная тема – работающие пенсионеры.

Эта гвардия не сдается!

По данным бюро национальной статистики, на конец весны 2025 года армия этих неистовых трудяг в Казахстане превысила 300 тысяч «штыков». И свои «окопы» они сдавать не собираются. Где? Прежде всего в сельском хозяйстве (опять исхожу из официальных данных – порядка 120 тысяч человек). Далее – торговля, здравоохранение. Ну и частный порядок – сиделки-воспитательницы, училки иностранных языков в онлайне, специалисты по ремонту квартир и мебели.

Данные по рынку самозанятых противоречивые. Доверия они не вызывают.

Месяц назад минтруда заявило, что начало очередную войну с «зарплатой в конвертах». Это после того, как мажилисмены подняли проблему «достойной» оплаты труда. По словам мажилисмена Ерлана Саирова, доля оплаты труда в структуре ВВП составляет 28,8 %. ВВП вырос в 2025 году на 6,3 %. «Это серьезный успех, но при этом оплата труда падает… В прошлом году доля была 31 %... Как отметил глава государства, именно эта диспропорция является причиной того, что, хотя есть экономический рост, благосостояние населения не растет». Почему?

Вопрос он адресовал министру труда.

На это Светлана Жакупова ответила, что ведомство разработало законопроект, который регулирует отношения сотрудников с работодателями. Документ обяжет работодателей декларировать зарплаты сотрудников. «У нас есть официальные данные по предприятиям, когда человек с высокой квалификацией получает 85 тысяч тенге. То есть, чтобы уйти от налогов, они пишут официально зарплату 85 тысяч, а остальное «в конверте». Чтобы этого не допускать, мы говорим, что декларирование трудовых отношений должно быть», - ответила она.

Замечательно сказано! А чем тогда занимаются сотрудники фискальных органов? Подсчитывают свои премии?

Комментарий юриста Алексея Шмидта.

А еще Светлана Кабыкеновна уточнила, что в стране выявлено 329 тысяч трудящихся, у которых зарплата меньше 85 тысяч тенге. И еще 708 тысяч получают «минималку» – 85 тысяч тенге. Больше миллиона граждан горбатятся за копейки? Налоговики в курсе этих данных? Какой фискал поверит, что какой-то ненормальный согласился на такой нищенский оклад жалованья? А вменяемый работодатель ненормальных не возьмет. Стало быть, это сговор и возврат к «серым» зарплатам и «конвертам»? А минфин это столько лет не замечал?

Возникает вопрос. Когда в минтруда обнаружили этот миллион с хвостиком «альтруистов»? Не тогда ли, когда в парламенте начали обсуждать новый вариант Налогового кодекса? Не исключено.

Справка «Каравана»

Это у членов парламента надо спрашивать. При росте цен на продукты питания и коммунальные тарифы в последние три года «минималка» наталкивает на мысль: эти «трудящиеся» на 85 тысяч тенге в месяц – работают «за еду»? Как рабы?

Тогда напомню высказывание вождя мирового пролетариата Ленина В.И.: «Всякий неоплаченный труд – есть рабство».

В Казахстане рабства нет. Есть уход от налогов. И это тоже не случайно. Скорее всего, потому, что в госказне стало меньше денег. Почти месяц назад премьер-министр Олжас Бектенов поручил министерству труда и социальной защиты с другими «заинтересованными органами» и акиматами разработать «единый стандарт социальной поддержки населения до 1 декабря текущего года… Мы сохраним социальную справедливость и будем принимать меры по противодействию психологии иждивенчества. Задача правительства – создать для всех равные условия, а граждане должны стремиться получить работу… Государство должно сосредоточиться на помощи действительно нуждающимся… Для этого должны быть выстроены кардинально новые методы контроля и мониторинг госуслуг во всех сферах экономики».

А еще поручил до 1 ноября внедрить единую цифровую платформу социальной сферы при министерстве труда и согласовать законодательные поправки в Социальный кодекс.

Как? Всего за месяц? Хотя, если позвать на помощь искусственный интеллект, видимо, можно. Но его предложения тоже надо как-то согласовать с коллегами из других министерств и действующими законами. Там много тогда чего придется сделать. А наш парламент не всегда такой стремительный…

Так что вопросов по этой теме еще много. И ответы на них, видимо, мы получим не скоро.