Какие же кони особенно повлияли на нашу цивилизацию, разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Темная лошадка
Начать стоит с той самой легенды, благодаря которой Лошадь и стала символом года. Как известно, в стародавние времена Будда устроил гонки среди животных и по тому, как они приходили к финишу, он определил им место в двенадцатилетнем цикле. У Лошади были все шансы прийти первой или как минимум второй. По скорости она уступала лишь Дракону, но тот во время забега отправился помогать тушить пожар жителям деревни. Но Лошадь из легенды оказалась своенравной. Гордость не позволяла ей состязаться с какими-то зверушками, поэтому к финишу она шагала неторопливо, успела поболтать с Овцой по дороге, пропустила вперед Змею, опасаясь затоптать её копытами, и поэтому пришла только седьмой, но этот факт её не сильно расстроил, потому что Лошадка знала себе цену и без всяких гороскопов.
Эта легенда и определяет характеристику людей, родившихся в год Лошади по восточному гороскопу. Считается, будто они своенравны и никакие правила не заставят их исполнять чужую волю, будь это даже сам Будда, любят общение, и ради интересной беседы Лошади готовы отложить более важные дела и не хотят ходить по головам ради карьеры. Отчего часто остаются в тени на работе. Еще любопытно, что в Китае и Японии, где в гороскопы верят особенно, женщины, рожденные в год Лошади, считались не лучшими невестами. Хотя они трудолюбивы, любознательны и дружелюбны, но гордыня и своенравность перечеркивает все эти добродетели. Ужиться с Лошадью может только очень сильный мужчина. Но если женщина рождена в год Лошади, в Китае и Японии шанс выйти замуж у нее вообще очень мал. Считается, что Огненные Лошадки во сто крат строптивее обычных, и без этого не отличающихся покладистым характером. Сложно сказать, правда это или нет, но в реальности в странах Востока, где вера в гороскопы очень сильна, женщины рождённые, в 1966 году, то есть в год Огненной Лошади, чаще всего оставались без спутника жизни. Хотя, скорее всего, дело тут не во влиянии высших сил, а в суеверности женихов. То есть неуверенные в себе мужчины, узнав, кто их избранница по гороскопу, моментально отказывались от планов на будущее.
В европейской античной мифологии образ строптивой женщины тоже связан с непокорной кобылкой.
Так, у фригийцев жрицей богини Кибелы могла стать только очень сильная, красивая и своенравная девушка. Приняв сан жрицы, девушка была обязана носить нечто вроде длинной кольчуги из конского волоса. Нетрудно представить, что этот наряд почти не скрывал девичьи прелести. Более того, любой мужчина мог силой взять жрицу Кибелы. Это было очень непросто. Одежду из конского волоса разорвать мог только очень сильный человек. Жрицы Кибелы тоже не жаловались на слабость и дрались не хуже мужчин. К тому же имели право пустить в ход кинжал. Если же мужчине овладеть жрицей всё-таки удавалось, то считалось, будто рожденный от такого союза ребенок - дитя самой Кибелы, значит, и почести ему уделялись как земному божеству.
Для казахстанцев самой важной сказочной лошадью стал Тулпар. В мифах и легендах Тулпар за считанные секунды может доставить всадника не только в любой уголок земли, но и на небеса и даже на дно морское. Недаром же профили Тулпара украшают герб Казахстана. Любовь к странствиям у нас заложена генетически. В совсем древних легендах говорится, что Тулпар вышел из родника, бьющего из-под корней мирового древа.
Нынешний образ Тулпара рисует его как крылатого коня, но это уже влияние древнегреческой легенды о Пегасе. Изображения Тулпара, найденные при раскопках курганах эпохи бронзы, показывают его как обычного, только очень красивого коня. Для кочевых тюркских культур Тулпар служил квинтэссенцией вообще всех лошадей на свете, как тихих кобылок, дающих кумыс, так и боевых коней.
Древнегреческий же Пегас всего лишь умел летать. Его происхождение трудно назвать благородным. Пегас появился от любовной интрижки Посейдона и Медузы Горгоны.
Впрочем, едва ли не вся древнегреческая мифология построена на том, что кто-то античных богов не смог справиться со своей похотью. Кентавры, согласно легенде, тоже появились от того, что бог виноделия Дионис после нескольких чарок вина воспылал страстью к лошадкам. На Русь легенда о кентаврах пришла в XIV веке вместе с греческими рукописями. Видимо, почерк писца был неразборчив и греческое «кентаврос» было прочитано как «китоврас». Позже переводчики из контекста поняли, что речь идет о человеке-коне и перевели это слово как «полкан», то есть полуконь. В былине о Китоврасе не уточнялось, как выглядел грозный воин, но было понятно, что он очень грозен. И простой народ, послушав бродячих гусляров, стал назвать Полканами сторожевых собак.
Любопытно, но в отличие от других плодов любви античных богов, кентавры смертны, как и люди, то есть в полубоги их не записывали. Дело в том, что для древних греков кентавры существовали на самом деле, и многие их часто видели на поле боя. Скифские воины так уверенно сидели на конях, что в пылу сражения казались одним целым с лошадью. Это и породило легенду о полу-людях, полу-конях.
В русских сказках главным сказочным конем стал Сивка-Бурка, вещий Каурка. Сейчас имя его мало что говорит читателю, но лет 150 назад, наверное, каждый задавался вопросом, а какой же конь, собственно масти? С вещим все понятно. Он умел вещать, то есть говорить и даже предсказывать будущее. Сивка – это сивый, то есть уже поседевший от старости. Отсюда и выражение «сивый мерин» то есть совсем старый конь, уже ничего не соображающий. Каурый же, наоборот, очень красивый молодой каштановый жеребец. Такая рыжеватая масть могла быть только у молодого коня. Бурый – темно-коричневый. Таким становился уже взрослый, сильный конь. Ответ прост. Масть Сивки-Бурки и его возраст постоянно менялись. Сказочный конь мог быть и неприметной клячей, и резвым жеребцом, и боевым конём. Все зависело от ситуации и того, что требовалось главному герою. Например, когда требовалось сделать прыжок в высоту, чтобы поцеловать Царевну в башне, хитрый конь притворился старым и больным и тем самым обманул конкурентов на руку и сердце красавицы.
С переходом на метрическую систему читателей перестал смущать рост Конька-Горбунка. В сказке Петра Ершова говорится, что ростом Конёк всего три вершка. А это чуть больше 13 см. Неужели Конёк-Горбунок был меньше кошки? И как Иван-дурак мог на нем ездить? При этом уши у Конька были длиной в аршин, а это 70 см. В итоге получается какой-то монстр, который и в сказке существовать не может. Неужели Петр Ершов допустил такой грубый ляп? На самом же деле в 1830-х годах, когда создавалась сказка, рост лошадей измерялся чуть по-другому. Ниже 140 см до холки, то есть двух аршин, лошадь быть не может, поэтому при измерении этот показатель отбрасывался. Получается, Конёк-Горбунок был ростом 153 см. Для сравнения, рост пони 120-140 см, а домашнего ослика в среднем 110-130 см. Если Иванушка был невысок, то вполне мог ездить верхом на Горбунке без всякого волшебства.
Лошадь, идентифицирующая себя как конь
Роман Вlack Beauty британской писательницы Анны Сьюэлл у англоязычной публики занимает то же место, как у нас повесть «Муму» Ивана Тургенева. Мемуары лошадки по кличке Черная Красавица порой трудно читать без слез. Ее любили, когда она была молодой и красивой, а потом продали за бесценок живодерам, заставившим таскать тяжелый кэб по грязным улицам Лондона. Книга написана очень простым, но хорошим литературным языком, поэтому она стала одной из первых книг, которую англоязычные дети прочитали самостоятельно, плюс ко всему роман часто рекомендуют всем, кто изучает английский. Но тут речь пойдет о нем не поэтому. Роман Вlack Beauty стал одним из первых детских произведений, попавших под цензуру толерантности. Книга была издана в 1877 году, и тогда никому не приходило в голову щадить детскую психику. Так, в более поздних редакциях, по требованиям слишком заботливых мамаш кобыла стала жеребцом. Якобы если такие испытания сваливаются на кобылу, это страшно, а жеребцы более бесчувственны и привычны к тяжелой работе, вроде таскания кэба. Так пришлось вырезать главу, где Черная Красавица приносит жеребенка. В 60-х годах ХХ века возмутились уже феминистки. Мало того, что мужчины занимают лучшие места на работе и в политике, так еще и персонажу детской книжки меняют пол. Издания этого периода снова вернулись к оригиналу, и так продолжалось до наших дней, пока мамаши не решили, что жестокие сцены оскорбляют их ангелочков. Эти протесты затронули и нас. Сейчас существует 5 переводов романа Вlack Beauty, и в трех из них Черный Красавчик жеребец, а в двух - кобыла. Похожее наблюдается и в десятке экранизаций романа по всему миру.
Жертвой цензуры, только не идеологической, а религиозной, стал и шахматный конь. Это единственная фигура, в облике которое угадывается реальное животное. Как известно, шахматы появились в Индии, и там фигуры точно изображали людей и животных. Сейчас такое встречается только в подарочных и сувенирных шахматах. Однако в Европу шахматы пришли из арабских стран, где ислам запрещал изображать людей. Запрет на изображение живых существ вообще появился чуть позже. Так фигуры пешек, короля и ферзя стали абстрактными. Слон изначально звался Лучником, поэтому его тоже лишили человеческого образа. А вот шахматный конь именовался Всадником, поэтому резчики только убрали фигуру человека сверху. Фигура Всадник была довольно слабой. Она могла ходить только вперед и на одну клетку по диагонали. Именно в арабских странах конь стал ходить буквой Г, отчего игра сделалась более интересной. Отсюда и пошло выражение «ход конём», означающая решительное действие, приводящее к кардинальному повороту событий.
А сказочная лошадь из Шотландии подарила нам слово, которое мы употребляем едва ли не каждый день, но и не подозреваем о его «лошадином» происхождении.
Келпи — это злой дух, губящий одиноких путников. Он принимает вид очень красивой и покорной кобылы, которую так и хочется оседлать. Но как только наивный путник сядет верхом, от покорности не остается и следа. Лошадь несет его через колючие заросли и бурелом, чтобы ветки наносили болезненные раны, а наигравшись таким образом, келпи прыгает в омут и топит измученного всадника. Но и сидящему в четырех стенах келпи не дает покоя. Она навевает человеку страшные сны. Суеверные шотландцы старались не произносить слово Келпи, чтобы не накликать беду, они говорили вместо этого «ночная кобыла» или «ночной ужас» (Nightmare). Это поверие распространилось по всей Британии, а потом и по остальной Европе, в русский язык пришел французский вариант, слово «кошмар», означающий, скорее, некоего духа-душителя, хотя на картине «Ночной кошмар» британского художника швейцарского происхождения Иоганна Фюсли красуется жутковатая лошадь. Кстати, именно этой картиной чаще всего иллюстрируют статьи о плохих сновидениях в научно-популярных энциклопедиях.
Мне нужен мир. Желательно весь
Одним из самых известных коней в истории стал Буцефал - любимый конь Александра Македонского. Если верить преданию, то именно благодаря Буцефалу Александр Великий решил покорить весь мир. Все началось с того, что торговец Филоник предложил отцу Александра, македонскому царю Филиппу II, коня необыкновенной красоты за 13 талантов серебра. В переводе на современные деньги это 470 млн казахстанских тенге. Конь был действительно необычен. Мускулистый и сильный, он больше напоминал быка, отсюда и его кличка. Буцефал переводится как быкоголовый. Еще у коня над копытами были отростки, напоминавшие человеческие пальцы. Таких коней в Древнем мире наделяли магическими способностями. Считалось, что лошади с пальцами над копытами отведут от хозяина любую беду и сделают его победителем. Александру Македонскому тогда было всего 12, и таких денег он иметь не мог, но Буцефала ему очень хотелось. Торговец Филоник в шутку предложил Александру оседлать коня. Буцефал отличался строптивым норовом и сбрасывал даже взрослых, опытных наездников. Филоник даже пообещал подарить коня, если дерзкий мальчишка проедет на нём хотя бы круг по площади. Торгаш рассчитывал, что если у Александра и хватит смелости залезть на Буцефала, то жеребец точно сбросит тощего мальчишку. Тем не менее каким-то чудом Александру удалось приручить Буцефала, и Филоник сдержал свое слово.
Филипп II, узнав про это, сказал, что править крохотной Македонией для того, кто в 12 лет оседлал такого коня, слишком мелко. Такой человек достоин правит миром. Для Александра отец был большим авторитетом, и именно после этих слов у сына царя захолустной Македонии появилась мечта покорить все известные на тот момент народы. И, как мы видим, мечта Александра сбылась.
Кстати, где-то рядом с Каспием конокрады увели Буцефала у Македонского, и взбешенный полководец поклялся, что, если любимого коня не вернут, он сотрет все ближайшие города в прах и не оставит там даже травинки. Весть об этом дошла до воров, и они тут же вернули Буцефала хозяину. Обрадованный Македонский не только не стал карать конокрадов, но и щедро одарил их золотыми монетами. Как считал Александр, чтобы увести такого коня, как Буцефал, у воров должен быть настоящий талант, а выдающихся людей полководец ценил.
А вот хозяин коня Инцитата вошел в историю не как благородный правитель, а как сумасшедший, добравшийся до власти. В 37 году н.э. римский император Калигула назначил своего коня сенатором. Этот пост конь занимал 4 года. Карьера Инцитата могла быть и более головокружительной. Калигула хотел назначить его консулом, то есть фактически вторым лицом государства. В учебниках этот случай преподносят как пример ярко выраженного безумия правителя. Калигула действительно вошел в историю как кровожадный диктатор, часто казнящий подданных просто для развлечения. Чего стоит только его приказ всем уважаемым женщинам Рима отправиться работать в бордель, а выручку отдавать в казну империи. Но назначение коня сенатором можно считать ловким политическим ходом. Калигула узнал, что место в Сенате можно купить за взятку в 8 млн сестерциев. По современному курсу это примерно 5 млн долларов США, или 2,6 млрд казахстанских тенге. Купившие должность само собой решали только личные вопросы и не думали об интересах государства. Калигула же решил показать, что раз дела обстоят таким образом, то от коня на должности сенатора будет и то больше пользы.
Он, по крайней мере, не берет взяток и не строит заговоров за спиной императора. Историки Светоний и Дион Кассий, описавшие этот инцидент, жили позже Калигулы, а о назначении коня сенатором мы знаем из их трудов. Зато современники Калигулы описали встречу с нобилитетом, где император объявил это решение. И из контекста видно, что перед этим Калигула отчитывал нобилитет, то есть самых богатых и влиятельных граждан Рима, за разгул коррупции и кумовство.
Грустно, но вкусно
У казахстанцев недобрая слава закрепилась за другим конем исторической личности, а если быть точнее, за кобылой. В 2004 году в СМИ разошлась новость, что якобы в анкетах ЕНТ есть очень глупый вопрос: «Сколько зубов было у лошади Чингисхана?» На самом же деле в тесте ЕНТ такого вопроса никогда не было, а иллюстрация взята из задания для школьной олимпиады. Во-вторых, вопрос не так глуп, как кажется на первый взгляд. У кобылы Чингисхана было 13 зубов, остальные выпали из-за кариеса. Противники Чингисхана над этим частенько посмеивались. Дескать, что это за полководец такой, если ездит на беззубой кляче. Претендующему на звание завоевателя мира нужен жеребец с 40 крепкими зубами, а не кобыла. Но верная кобылка ни разу не подводила Чингисхана, поэтому он не менял верную боевую подругу на красивого жеребца, чтобы только кого-то впечатлить. Всё-таки, с точки зрения истории, это довольно яркий штрих, говорящий о характере полководца, и подобный вопрос может присутствовать в задании на олимпиаде, где знаниями меряются очень начитанные школьники.
Напоследок хочется сказать о лошади Пржевальского. Есть гипотеза, что именно от этой маленькой дикой лошадки путем эволюции произошли все лошади на свете. О лошади Пржевальского известно очень мало. Изучать её стали только с 1878 года, а дикой природе в последний раз она встретилась в 1969 году.
Когда-то в наших степях их паслись целые табуны, но на свою беду лошадь Пржевальского оказалась очень вкусной, и нельзя представить, чтобы в Казахстане спокойно бродили бесплатные казы и бешбармак. До появления огнестрельного оружия истребление диких лошадок шло не так активно. От лучника они успевали скрыться, оставив охотнику трофей в пару тушек. Успевали лошадки сбежать и от слабых гладкоствольных ружей, но распространение нарезного практически уничтожило популяцию. Сейчас лошадей Пржевальского удается сохранить только в неволе благодаря селекции, но полученные особи оказываются стерильными и не могут дать потомства. Хотя в 1998 году из Беларуси в чернобыльскую зону отчуждения завезли 31 лошадку из питомника, и там они каким-то чудом стали размножаться. Теперь в чернобыльских лесах, по последним данным, бродит не меньше 150 особей почти исчезнувшей лошади.