Сколько зарабатывают курьеры и таксисты в Казахстане

В вопросе разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.

На днях вице-министр труда и социальной защиты Виктория Шегай на конференции Kursiv ESG Conference 2025 сообщила, что почти миллион казахстанцев заняты на различных интернет-платформах.

Кто это такие? Это курьеры, таксисты, доставщики еды, посылок, то есть люди, без которых мы уже не представляем городскую жизнь. Они составляют около 10 % всех занятых в стране. По сути, каждый десятый казахстанец зарабатывает через онлайн-платформы.

Почему туда идут в основном молодые? Всё просто: здесь можно быстро заработать, самому выбирать график и не сидеть в офисе с девяти до шести. Но в этой сфере нужны люди, готовые к серьёзной физической нагрузке. Молодость, как известно, не вечна. А дальше начинаются артрозы, артриты, варикозы и прочие прелести взрослой жизни, с которыми далеко не убежишь с курьерским рюкзаком. Понимая это, государство решило дать этой категории хоть какую-то «соцподушку».

Соцстраховка для таксистов и доставщиков

В прошлом году Минтруда вместе с партнёрскими сетями запустило пилотный проект по охвату работников платформ системой социального страхования, включая медицинское, пенсионное и социальное обеспечение. И, как сообщила Виктория Шегай, пилот прошел успешно.

 «Во-первых, они не уверены, насколько долго будут работать, достаточен ли будет тот доход, чтобы с него отчислять социальные взносы и взносы в пенсионный фонд. Поэтому был принят ряд изменений в Налоговом и Социальном кодексе. Будущие участники платформ не обязаны регистрироваться в качестве ИП, появится режим самозанятых», – отметила Виктория Шегай.

Упрощения также коснутся налоговых ставок. Если обычный наемный сотрудник платит 10 % в виде пенсионных взносов, 2 % в фонд медстрахования, 5 % в виде социального страхования и еще 10 % подоходного налога, то для сотрудников платформ, по словам вице-министра, такая нагрузка слишком велика.

По словам Виктории Шегай, для самозанятых, работающих на платформах, будет введена единая ставка в 4 %. Из них 1 % – это отчисления на медстрахование, 1 % – в систему социального страхования и 2 % – пенсионные взносы. При этом, как отметила вице-министр, государство отказалось от подоходного налога для этой категории занятых.

Мама, я стал курьером!

А теперь добавим ложку дегтя в эту бочку меда. По данным Бюро нацстатистики, только за 2024 год 538 тысяч казахстанцев в возрасте от 14 до 34 лет сменили место жительства. Это на 27,3 % больше, чем годом ранее, и рекордный показатель последних лет. Чаще всего молодые люди переезжали из сёл в города. Что они там делали?

Дело в том, что в мегаполисах есть спрос на тех, кто работает руками и ногами. Курьеры, таксисты, доставщики — это новая городская армия. Не нужно никаких дипломов, профессиональных навыков. Зарегистрировался на платформе, взял сумку - и вперед!

Неудивительно, что число самозанятых в Казахстане растёт буквально взрывными темпами: по сравнению с 2022 годом рост почти в два раза. Сегодня каждый пятый молодой казахстанец в возрасте от 15 до 34 лет (22,5 %) относится к категории самозанятых.

В Алматы таких уже 44,5 тысячи человек (от 15 до 34 лет), в Астане — 37,3 тысячи, и эти цифры продолжают расти. И если раньше молодёжь из аулов уезжала в город, чтобы поступить в университет или попасть в офис, то теперь - чтобы сесть на велосипед или за руль и работать через приложение.

Но вместе с гибкостью и свободой платформенной занятости приходит и другая сторона. Молодые люди всё реже идут учиться, ведь можно заработать прямо сейчас: без диплома, опыта, требовательного начальника. И еще. Фактически целое поколение зарабатывает по правилам нескольких частных платформ. Не слишком ли это рискованно?

Что говорят в компаниях?

В кулуарах конференции наш корреспондент успела задать несколько вопросов руководителю компании «Яндекс Казахстан» Тимуру Шалекенову.

— Некоторые водители и курьеры жалуются, что слишком много отдают компании. Насколько вообще прозрачно ваше ценообразование? И что вы делаете, чтобы не обременять пользователей высокими выплатами?

— Всё наше ценообразование максимально прозрачное для любого курьера или исполнителя. В мобильном приложении до старта работы можно увидеть все выплаты, которые предстоит сделать. Естественно, есть налоговая нагрузка и часть комиссии, которую берёт платформа. Но если сравнивать с мировыми практиками, наша комиссия ниже рынка. На ведущих платформах комиссия составляет 40–45 %, а иногда и до 50 %. У нас по ключевым тарифам активная комиссия - порядка 10–12 %. Мне кажется, это вполне рыночный уровень.

— Анализировали ли вы, сколько в среднем зарабатывают водители и курьеры на платформе?

— Это сильно зависит от того, в каком городе человек работает, какой у него тип занятости и задач. Я бы не хотел называть среднюю температуру по больнице, потому что такие цифры могут ввести читателя в заблуждение.

— Говорят, в Алматы курьеры зарабатывают до 800 тысяч тенге в месяц. Это реально?

— Думаю, это вполне реальный доход. Но это тяжёлый труд, требующий большого вовлечения. Нужно проводить много часов на линии и выполнять большое количество заказов.

— То есть теперь курьеры могут даже выйти на больничный?

— Да, у них есть медицинская страховка, оплаченная. Курьер, как индивидуальный предприниматель, сам оформляет её, а компания выступает налоговым агентом.

— У вас очень много водителей и курьеров. Складывается впечатление, что всё больше молодёжи предпочитает подработку в сервисах, а не обучение и карьеру. Не создаёте ли вы таким образом поколение, которое через 10–20 лет пожалеет, что не училось и не строило карьеру в других отраслях?

— Абсолютно нет. Они могут не прерывать обучение, а получать диплом и затем идти в ту профессию, которая им ближе. Вспомните, 20 лет назад у молодых людей не было такой возможности, нужно было выбирать: либо работать, либо учиться. Сейчас этот выбор снят.

P.S. Учиться все же стало немодно! По данным Бюро нацстатистики, казахстанцы всё реже заканчивают вузы. За последние три года выпуск студентов вузов сократился на 9,2 %. Если в 2022 году в стране получили высшее образование почти 162 тысячи человек, то в 2024-м — уже 147 тысяч. Падает и интерес к самому высшему образованию: если в 2021 году в вузы поступали 62 % выпускников школ, то в 2023-м — лишь 54 %. То есть каждый второй казахстанец после школы в университет уже не идёт.