Корреспондент Caravan.kz заглянула в данные портала госзакупок, чтобы понять, во сколько на самом деле обошлась подготовка к празднику в малых и средних городах Казахстана, а также в некоторых посёлках.
Найти открытые суммы и подробные технические спецификации удалось только для некоторых малых и средних городов. В поле зрения попали Жезказган, Приозёрск, Шемонаиха, Курчатов, Шалкар, Уалихановский район Северо-Казахстанской области, сёла Кокпекты и Тогызкудук в Бухар-Жырауском районе Карагандинской области, а также село Егиндыколь в Акмолинской области. Города-миллионники в этот обзор принципиально не вошли. Там праздничные бюджеты исчисляются десятками миллионов тенге, иногда только в пределах одного района, и сравнивать их с малыми городами и сёлами просто некорректно.
Кто запускает больше денег в небо?
Начнём с самого зрелищного пункта праздничной программы — фейерверков. Данные в техспецификациях госзакупок позволяют посчитать, сколько бюджетных тенге улетает в небо с каждым залпом.
Самым экономным оказался Новый год в Шемонаихе. Здесь было запланировано 1383 выстрела почти за 1,78 млн тенге. Если пересчитать, каждый залп обходится бюджету примерно в 1291 тенге. Это самые дешёвые выстрелы в нашем обзоре.
В Уалихановском районе салюты чуть дороже: 482 выстрела за 1,5 млн тенге. Получается, что один залп стоит примерно 3111 тенге. Почти в два с половиной раза дороже, чем в Шемонаихе.
Есть и более скромные варианты. В Шалкаре заложили не менее 150 выстрелов за 280 тысяч тенге. То есть около 1867 тенге за залп. В Егиндыколе — минимум 100 выстрелов за 446 тыс тенге, то есть уже примерно 4464 тенге за каждый «бах».
А вот Курчатов решил не экономить, его салют в нашем списке оказался самым дорогим. Всего 80 выстрелов за 1,34 млн тенге. Один залп здесь тянет почти на 16 741 тенге. Это в 13 раз дороже, чем в Шемонаихе. Судя по описанию, здесь будет и веер комет, и шары из цветных и серебряных огней, и различные фигуры-цветы. Особое внимание уделяется безопасности. Для этого мероприятия должны протянуть специальные кабельные каналы, оборудование должно иметь возможность экстренной остановки шоу в случае чего. По всей видимости, такая подготовка и сделала курчатовский салют еще более дорогим.
В остальных городах и сёлах фейерверки тоже предусмотрены, но без деталей. Ни точного количества выстрелов, ни продолжительности шоу в документах не указано.
В итоге анализ госзакупок показал, что в одном городе салют стоит почти как домашний, а в другом — как полноценное элитное шоу под открытым небом. И всё это за счёт бюджета.
Где отмечают с большим размахом?
Самый масштабный подход у города Жезказгана. Город с населением около 87 тысяч человек, который в 2022 году стал центром Улытауской области, будто решил снять собственный новогодний блокбастер. В программе - церемония зажжения ёлки, театрализованное представление минимум с 20 сказочными персонажами и сразу 50 Санта Клаусами, выступления артистов и танцевальных коллективов, видеоролики на LED-экранах. Судя по документам, на городской площади планируется собрать не менее 2000 зрителей. На весь этот праздник жизни предусмотрено 5 млн тенге.
Однако за яркой новогодней картинкой скрывается суровая реальность города. В июле 2025 года премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов сообщал, что только за первую половину 2025 года в госорганы поступили тысячи жалоб от жезказганцев по вопросам качества питьевой воды, а история с водоочистными сооружениями тянется здесь уже больше десяти лет.
В Приозерске размах поскромнее. Здесь запланированы праздничный концерт и новогодняя дискотека. Артистам и творческим коллективам должны были обеспечить питание, проживание и гримёрные комнаты, а на сцене во время выступлений должны зажечь холодные пиротехнические фонтаны. На всё это выделили чуть больше 1,5 млн тенге.
В городе проживает около 13 тысяч человек. И здесь празднование тоже сталкивается с суровой житейской реальностью. В сентябре 2025 года в СМИ появлялась информация, что жители аварийных домов Приозерска всё ещё ждут капитального ремонта, а построенная почти десять лет назад станция очистки сточных вод до сих пор не введена в эксплуатацию.
Совсем другой масштаб в сельском округе Тогызкудук Бухар-Жырауского района Карагандинской области, где живёт чуть больше 2000 человек. В отчётах акимата за май 2024 года прямо указывалось, что в поселке изношена система питьевого водоснабжения, а в детском саду «Жанна» ради воды пришлось копать новый колодец. Несколько лет назад здесь были серьёзные проблемы с дорогами, а нагрузка на них до сих пор колоссальная: через округ проходит путь угля из двух разрезов Бухар-Жырауского района, и в сезон по дороге за сутки может проезжать до сотни тяжёлых фур, продавливающих асфальт. В результате на дороге появились так называемые волны. На этом фоне новогодний праздник выглядит почти подвигом. Но и бюджет на него выделен весьма скромный – 178 тыс. тенге. На эти деньги планировали организовать театрализованное представление с ростовыми куклами на казахском и русском языках и подарить детям сладкие подарки. Как всё это уместили в такую сумму, неизвестно.
Кокпектинский сельский округ пошёл по другому пути. На украшения и культурно-массовые мероприятия здесь заложили 1,34 млн тенге при численности населения около 6 тысяч человек. При этом проблемы с водой никуда не делись. В селе Кокпекты изношенность сетей превышает 70 %. Но праздник все-таки решили отметить. В смету вошла установка шестиметровой ёлки. На нее должны были повесить ровно 22 ёлочные игрушки диаметром не менее 15 сантиметров. Хочется верить, что никто не будет ходить вокруг ёлки со штангенциркулем, проверяя соответствие тендеру.
В общем, кто-то выбирает масштаб и шоу, кто-то - скромный праздник. А для жителей, конечно, важно ощущение настоящего Нового года, причем не по смете, а по эмоциям.