Сегодня Всемирный день туалета

С 2013 года – это официальный международный день под эгидой ООН. Тогдашний генсек организации Пан Ги Мун заявил, что «туалеты важны, потому что доступ к безопасному функционирующему туалету оказывает положительное влияние на общественное здоровье, человеческое достоинство и личную безопасность, особенно для женщин… Экскременты опасны. Они приводят к серьёзным болезням, передающимся через почву и воду – таким как холера, диарея, брюшной тиф, дизентерия и шистосомоз». В теме разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Резолюцию ООН приняли 122 страны мира. Почти сразу. Потому что речь шла об адекватной санитарии планеты. А еще генсек Мун заявил, что «пора положить конец открытой дефекации в 2025 году. По многим показателям санитария является самой недооцененной целью Развития тысячелетия».

Срок наступил. Конец не положен. Люди до сих пор гадят где попало.

По данным ООН, 4,2 миллиарда жителей Земли «живут без надежно управляемой санитарии… Более 670 миллионов практикуют открытую дефекацию. Обеспечение санитарии уменьшит шансы детей, страдающих диареей, на 7-17 %, смертность детей до 5 лет – на 5-20 %». По Казахстану более-менее точных цифр нет. Но есть факты, от которых нельзя отмахнуться.

От этой статистики дурно пахнет

Состояние отхожих мест в стране – давно уже не тёплая, а горячая тема. Особенно в сельских школах. Драки, убийства, изнасилования в этих заведениях не редкость. В 2015 году родители учащихся младших классов в Алматинской области возмутились состоянием заведения в одной из школ: антисанитария, холодрыга зимой, опасный пол, который мог провалиться. Администрация пообещала сделать ремонт. Сделала. Через два года…

2016-й. Диарея сразу у двух классов в школе в Атырау. Ученики вынуждены были справлять нужду «по большому» на территории учебного заведения.

2018-й. Шымкент. Свадьба. Более 350 гостей. Почти половина оккупировала туалеты той-хана через час-полтора. Кто не успел, видимо, сумел добраться домой. Но «следы» на территории остались…

В 2019 году в Таразе 38-летний идиот изнасиловал 7-классницу. Девочка не пошла в школьный туалет, потому что он «не работал». Пошла в уличный. Там это и случилось…

2020-й. Опять Тараз. Драка в пришкольном туалете. Учителя «не видели и не слышали». До заведения почти 50 метров. Два подростка попали в итоге в больницу. В этом же году – скандал в Атырау. Родители школяров выразили возмущение обустройством «дружеского» нужника: унитазы – в ряд. И между ними никаких перегородок. Сиди и общайся с соседом по «процессу». «Можно и за руку поздороваться»!..

Справка «Каравана»

2021 год. Не хочется, но нельзя не упомянуть случаи, когда «случайные» мамы сбрасывали своих «случайных» новорожденных детей в фекальные ямы…

2023 год. Два случая, когда дети провалились через прогнивший пол в выгребную яму. Туалеты были стандартной модификации: нечто среднее между скворечником и могилой. Одного школьника удалось спасти.

В 2024-м в Туркестанской области девочка задохнулась в уличном туалете…

Перечислять все эти жуткие факты – нет смысла. Их много. Наше правосудие рассматривало их очень по-разному. Почему? Это тема для другого разговора.

Уж невтерпёж! Стране нужно министерство туалетов?

В конце 2022 года тогдашний вице-министр минкультуры и спорта РК Ержан Еркинбаев сказал, что в самых популярных туристических локациях страны не хватает 493 общественных туалета. И добавил, что «туалеты в городе должны строить акиматы. А в национальных парках – или сами нацпарки, или инвесторы».

Построили только 158. Осмелюсь напомнить. На то время акиматы и госорганы должны были принять согласованную «дорожную карту». Не согласовали вовремя нужную бумажку?

Важная цитата от г-на Еркинбаева. «Построили 158 туалетов из 493. Но их не подключили к сетям. Они стояли закрытыми. А закрытый туалет вызывает еще больше критики… Это была программа до 2025 года». И этот год на исходе.

По мнению общественного деятеля Нуркена Халыкбергена, на один общественный туалет в Алматы весной приходилось около 28 тысяч жаждущих опорожниться. Но не в каждый достучишься. Почему? А потому, как считает активист, в стране нет ведомства, которое бы отвечало за большие и малые нужды граждан. И нет госстандарта на эту проблему. Акиматы, которые должны отвечать за работу этих заведений, закрывают глаза на эту проблему. Частники, которые могли бы взять на себя придорожные и городские туалеты, на обещания акимов не ведутся. Слишком много рисков.

В 2019 году один наш бизнесмен, который много лет трудился в заграницах, рассказал, как работают туалеты во Франции. По его словам, «по многолетним соглашениям с муниципалитетами… Обе стороны – муниципалитет и фирма – заключают договоры о строительстве «водоотведения» (по нашему – канализации), после чего подписанты должны выполнить свои обязательства. Проблема в том, что в Казахстане «санитарные» нормы криво прописаны. Где строить, куда и в каких объемах «отводить» – должны решать госорганы». Но на такую проблему нет ни времени, ни денег. А инвестор, который рискнет войти в этот бизнес самостоятельно, может остаться один на один с протухшим проектом. Потому что по базовым условиям нужники должны быть оснащены туалетными принадлежностями (мыло, бумага, вода). А это большие затраты.

По расчётам г-на Халыкбергена, на содержание одного такого заведения в год требуется 996 тысяч тенге (не совсем понятно, откуда такой точный расчет). Государство, по его словам, готово субсидировать 83 тысячи тенге. Ну и…

Примеры из жизни

И это правило действует во многих странах мира. Им пользуются таксисты, курьеры, рядовые граждане и гости Казахстана.

Весной нацкомпания «КазАвтоЖол» и министерство транспорта сообщили, что вдоль казахстанских трасс установили 1466 частных туалетов. Сколько из них в рабочем состоянии сегодня – никто не знает. Потому что многие из них закрыты. Так что правило «Девочки – налево, мальчики – направо» в дальних поездках до сих пор работает. Трудно его отменить, если эти богоугодные заведения не работают.

Тут еще одна любопытная деталь. Эти 1466 туалетов открыты в «объектах придорожного сервиса – кафе, мотелях и автозаправках». А куда до этого выходили работники этих служб по нужде? В кювет? За лесопосадку вприсядку?

Лет 90 назад американская компания «Тексако» создала «Белый патруль», который был призван отслеживать чистоту на её заправках. В том числе и в туалетах  при них. Проблему решили за 2-3 года. Владельцы заправок от «Тексако» начали конкурировать друг с другом за право выиграть звание «Белый крест чистоты», что давало им право добавить к вывеске «У нас чистая уборная».

Это ли не круче, чем просто по-нашему «Кош келдиниздер»?

«Филлипс Петролеум» тоже объявила свою кампанию за чистоту, наняв банду молодых медсестер – «Хозяек трасс». Девушки, в голубой форме, белых туфлях, чулках и кепках полувоенного фасона» приезжали с внезапными проверками, «что заставляло владельцев придорожных сервисов держать свои туалеты в идеальной чистоте постоянно». Тут у любого автозаправщика мочевой пузырь лопнет…

Немного историй

Первую канализацию, как утверждают историки, соорудили на острове Крит где-то 3500 лет назад. Во дворце царя Миноса. Да-да, в том самом лабиринте которого скрывался полубык-получеловек. Уже тогда там смастерили прочную канализацию: воду подавали из моря путем сложных механизмов. Постоянный слив! Сиди, пиши мифы – и пусть все завидуют.

В I веке нашей эры римский император Веспасиан ввел налог на общественные туалеты. Потому что, во-первых, они были построены на бюджетные средства. Во-вторых, эти сортиры использовали не только для отправления естественных надобностей, но и для дружеского общения (с трудом представляю, как это могло выглядеть). В-третьих, надо было как-то пополнять казну. Поэтому с тех пор фраза Веспасиана «Деньги не пахнут» навсегда вписалась в историю.

Да, почему именно во Франции придумали широкополые шляпы и капюшоны? Потому что до середины XVI века Париж считался одним их самых грязных и вонючих городов Европы. Жители, не стесняясь, выбрасывали помои и результаты своей жизнедеятельности из окна прямо на улицу.

Надо же было как-то предохраняться от этого «добра»? Да, высокие каблуки – тоже из-за этого придумали. Месить фекалии новыми сапогами – затратно.

Мы уже в XXI веке. Но до сих пор чем-то веет от тех лет.