Почему силовики Казахстана скрывают итоги аттестации своих сотрудников

Мажилис во втором, окончательном чтении ликвидировал понятие «местная полицейская служба» – МПС. Поскольку она, созданная в 2016 году, «не оправдала себя на практике». Очевидно, и финансово тоже. В теме разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

В эту структуру входили участковые инспекторы, патрульная, ювенальная, природоохранная полиция, подразделения по защите женщин от насилия. Депутаты отметили, что «МПС вместо своих основных функций – обеспечения общественного порядка, профилактики правонарушений и обеспечения дорожной безопасности – стала выполнять второстепенные задачи, такие как выявление нарушений правил благоустройства, вывоза отходов со строительных объектов и другие».

Вообще-то министерство внутренних дел предлагало реорганизовать МПС и административную полицию – создать на их базе два управления: по профилактике правонарушений и по обеспечению общественной безопасности. Как обстоит дело сейчас – не ясно. Как до сих пор не ясно, чем завершилась аттестация сотрудников МВД в конце декабря прошлого года. Итоги так и не обнародованы.

Есть о чем промолчать?

Оглянемся на 13 лет назад.

Аттестация, профанация и конспирация?

В 2012 году тестирование прошли 98 617 людей в погонах. Тогда результаты были озвучены. Почему сейчас информацию засекретили?

В 2012-м Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью честно огласило список сотрудников, которые провалили аттестацию. Генпрокуратура, Таможенный комитет и МЧС просто дали цифры «неудачников». Типа: зачем травмировать людей? Гуманизм проявили?

Комментируя ту аттестацию, завотделом правоохранительной системы Администрации президента Алик Шпекбаев (сам до этого был вице-министром внутренних дел, возглавлял антикор) признался, что каждый пятый руководитель (а это 69 начальников) экзамен не сдали. 29 были рекомендованы к увольнению, 28 понижены в должности, 12 перевели на другие службы. Лидеры в списке «двоечников» – сотрудники МВД, далее финансовые полицейские, таможенники, прокуроры и ЧС-ники. Кстати, после той аттестации некоторые уволенные вдруг оказались на новых должностях.

В интервью в марте этого года подполковник полиции в запасе Серикжан Аршабеков пояснил, почему результаты прошлогоднего тестирования так и не опубликовали. Кого-то надо было прикрыть?

«Каждые три года каждый полицейский сдает ведомственную аттестацию. Не считая президентской. Та аттестация (в 2012 году. – Авт.) была абсолютной профанацией. Сегодняшняя – дежавю той… Полицейское начальство аттестовало самого себя… В 2024 году убрали всех случайных и неэффективных… После тотальной чистки 2012 года работать стали еще хуже. В 2024-м провели тесты руководящего состава. Но улучшения я тоже не вижу… Каждое четвертое коррупционное преступление на счету полицейских. Непрофессионализм, некомпетентность, неэффективность… В итоге аттестация – субъективный взгляд первого руководителя… Фактически сотрудники малограмотные. Многие не знают даже базовых основ юриспруденции и правоведения. А ведь полицейским доверено решать судьбы людей… Необходимо полностью изменить систему прохождения аттестации. Но в МВД этого не хотят».

А теперь самое интересное.

Нажми на кнопку – получишь результат?

В Казахстане одна компания разработала универсальную программу тестирования чиновников и силовиков. Человек садится за компьютер, отвечает на вопросы. Дальше – по формуле: анализ ответов, выводы, прогностика. Всё это делают специалисты. Выявить у человека по результатам тестирования склонность к коррупции, употреблению алкоголя, наркотиков, насилию, обжорству, другим грехам – не проблема.

По словам разработчика программы, через её сито в 2012 году прошли 280 тысяч служивых в погонах. Это и МВД, и генпрокуратура, и антикор, и МЧС, и таможня, и КНБ, и «Кузет», и финпол. «По итогам отсеяли 20-25 % личного состава»…

Но в какой-то момент все пошло не так. «Не так» – с точки зрения авторов программы. Почему? Потому что некоторые силовые органы начали использовать программу, не задействуя полностью все её функциональные возможности.

- Например?

- Не снимали на видео процесс тестирования: кто сидит перед монитором? Формально тестируем офицера, а «экзамен» сдает пресловутый Вася Пупкин. Но хорошо подготовленный Пупкин. И это влияет на результат. Камера фиксирует время, когда человек сел на исследование, и когда закончил. Тут уже не обманешь. Но некоторые наши клиенты от этого отказывались, хотя видеозапись исследования мы ввели именно по просьбе силовых структур. В итоге у каждого министерства были свои просьбы и  требования. В комитете уголовно-исполнительной системы, когда мы только начали проводить тестирование, нам сказали, что здесь снимать нельзя. Потому что «зона» – это режимный объект. Хотя в камере даже не весь кабинет, а только лицо тестируемого. И еще нам сказали, что «это нарушает права испытуемого человека, что это конфиденциальность.

- А ничего что этот «испытуемый» кого-то ограбил, убил, изнасиловал, нанес ущерб бюджету страны?

- Так он уже за решеткой! Какие его права наша программа может нарушить? Суд уже все его права прописал на какие-то годы. Наша программа позволяет выявить склонность к рецидиву…

Справка «Каравана»

По итогам той аттестации 2012 года много вопросов осталось без ответов. По итогам 2024 года – вообще нет информации. Есть что скрывать?

И еще. Похоже, отечественная программа тестирования госслужащих выстроена слишком жестко. Там нет вопросов, которые требуют ответов «да» и «нет». Всё куда сложнее. Любой ответ тестируемого может пойти ему в минус. Возможно, именно поэтому итоги тестирования 2024 года засекретили?

Никто не хочет «палиться». Но коррупция процветает и в США, и в Европе

Если кто-то думает, что только в Казахстане силовики коррумпированы, то эти граждане сильно ошибаются. В результате международного расследования журналистов в мае выяснилось, что европейские пограничники и таможенники за мзду пропускали тысячи нелегальных мигрантов и сотни тонн наркотиков. Это сообщили французский портал Armees, несколько британских газет и ФБР.

Речь идет о сотнях миллионах евро.

Дальше можно не смеяться. На исходе весны задержали нескольких служащих агентства НАТО по обеспечению и закупкам, которых подозревают в коррупции. Они, оказывается, «оказывали предпочтение определенным компаниям при заключении контрактов на поставки оружия и в передаче конфиденциальных данных оборонным компаниям. Это касается контрактов на поставки беспилотников и боеприпасов. Совместные действия правоохранительных органов были предприняты в Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Италии, Испании и в США».

Кстати, все задержанные при приеме на службу прошли тестирование полиграфом.

Прошли бы они нашу казахстанскую программу?

«Караван» продолжит эту тему.