В теме разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
В начале декабря вице-премьер Канат Бозумбаев напугал фермеров Кызылординской, Туркестанской и Жамбылской областей сообщением, что в вегетационном периоде 2026 года они могут столкнуться с дефицитом воды до 1 млрд кубометров.
«Прогнозируемый приток в этот период оценивается всего в 1-2 млрд кубических метров, что создает риски». Что смущает в этом сообщении? Он не называет виноватых. А именно они спровоцировали ситуацию.
Сначала цифры. Дальше – детектив
По словам Каната Алдабергеновича, поступление воды в Шардаринское водохранилище снизилось на 43 %. Объем запасов влаги в Жамбылской области – на 41 %. Не заполнены Кировское и Терис-Ащибулакское водохранилища. А еще вице-премьер напомнил, что эти области «не выполнили планы по сокращению влаголюбивых культур, несмотря на усиливающийся дефицит воды».
То есть правительство уже 4 года настойчиво рекомендует сделать это, а главы регионов отмахиваются от этих рекомендаций, как от мух? Минсельхозу и минводхозу поручили в двухнедельный срок определить лимиты водопользования и сформировать план размещения сельхозкультур. Как?!
Во-первых, за две недели это сделать не-воз-мож-но! Потому что нужны переговоры со всеми фермерами, у которых тоже есть свои обязательства перед партнерами. Во-вторых, чем можно склонить крестьян заняться другими культурами? Опять только субсидиями? В-третьих, производителям придется искать новые рынки сбыта для нового товара. А это время, логистика и новые затраты.
Кары стали круче – цена на еду станет выше?
Смотрим дальше. До 1 февраля «будут уточнены лимиты по пессимистичному сценарию водности, а до 1 марта – скорректирована структура посевов влаголюбивых культур… Акиматы должны провести разъяснительную работу среди фермеров… Предприятие «Казводхоз» будет заключать договоры на подачу орошения только в пределах утвержденных лимитов… А министерство водных ресурсов к 1 февраля подготовит план мероприятий по ликвидации «чёрного рынка» воды в 2026 году».
Кто, как и по каким законам его должен исполнять?
Справка «Каравана»
А еще премьер-министр Олжас Бектенов тогда же поручил местным властям отремонтировать к вегетационному сезону гидротехнические сооружения и ирригационные каналы, а также «обеспечить строгое исполнение индикаторов по диверсификации структуры посевных площадей». И подчеркнул, что министерство водных ресурсов и ирригации не должно допустить подачу поливной воды сверх утвержденных лимитов. «Вся дальнейшая работа должна вестись строго в соответствии с этим графиком. Если хозяйству установлено 100 га, и завтра будет засеяно хотя бы на 1 га больше, мы не дадим ни капли воды. Если завтра, при нарушении утвержденных министерством сельского хозяйства показателей у фермеров возникнут убытки, то ни один тенге из бюджета компенсирован не будет. Это нужно открыто донести до людей как уже принятое решение».
Уроки – не всем наука?
А теперь самое ого-го! Вице-премьер предупреждает фермеров, премьер-министр им угрожает. И раздает госорганам карательные поручения. Что тут не так?
А не так – вот что. После жуткой засухи на юге и западе страны в 2023 году президент Токаев поручил решить проблему водообеспечения сельхозникам. Поскольку ситуация угрожала продовольственной безопасности республики. В апреле 2024-го министерство водных ресурсов и ирригации совместно с минсельхозом разработали план по восстановлению водохозяйственных сооружений до 2030 года. По нему надо было построить 57 новых водохранилищ – чтобы избежать дефицита влаги.
Из них десять должны были построить в уходящем году. На это из республиканского бюджета выделили почти 160 миллиардов тенге. Ищу информацию на сайтах министерств – какие ввели в эксплуатацию. Нет данных.
Почему? Кто виноват? На сайтах министерств нет ответов.
Справка «Каравана»
Или не успели построить три новых? Я про Каракуыс и Байдибек-Ата в Туркестанской области. И еще один в Жамбылской. Почему? В регионах не подготовили вовремя проектно-сметную документацию? Не договорились с подрядчиками?
160 миллиардов выделили. Куда они ушли? Нет ответа.
На 2026 год – 136 миллиардов. Успеют? Ну-у-у, не знаю, как их смогут «освоить» до наступления следующего вегетационного периода.
Чем отличаются угрозы от прогнозов
В Казахстане – ничем? Руководство социально-предпринимательских корпораций (а ими рулят акимы регионов) отвечает за цены на продукты питания во вверенных регионах. После Нового года эти СПК должны вывалить на базары продукты по вменяемым ценам. Закупали же по оптовым? Возможно, да, после жёсткой критики от президента страны, вывалят. Но это после Нового года. А если в наступающем году фермеры понесут убытки в результате засухи? Кто за это должен ответить?
Минводхоз, минсельхоз, минфин?
Кто провоцирует дефицит воды в Казахстане и рост цен на продукты питания?
Простая арифметика. Нет полива – нет урожая овощей. Нет урожая кормовых культур – чем кормить животных? Эффект «домино» – если верить вице-премьеру Бозумбаеву, то именно это нас ждет в следующем году? А правительство не видело этих последствий и не понимало, что всё так и случится?
Справка «Каравана»
После Нового года СПК должны будут открыть свои «закрома» для граждан. Сравним их с прошлогодними ценами. Какими они будут в 2027-м?
Если верить г-ну Бозумбаеву, мясо и овощи дешевле не станут.
За это отвечают те, кто рулит в Казахстане водой?