Экономист Марат Абдурахманов рассказал, как это повлияет на цены и штрафы, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.
К контролю за наценкой добавят цифровой поводок
Такое ощущение, что госорганы запутались: у нас экономика рыночная или всё-таки под жёстким контролем государства? В концепции сказано, что сейчас государство контролирует цены на социально значимые товары. И даже приводит статистику о том, что с 2023 года число нарушений по надбавкам выросло в 17 раз. О чём идёт речь? Всё упирается в Закон «О регулировании торговой деятельности», норма которого давно известна каждому директору супермаркета. Если товар входит в перечень социально значимых, то магазин имеет право накрутить на него не больше 15 % от цены производителя или оптовика.
То есть издержки растут, логистика дорожает, а надбавка должна быть фиксированной и железной, как советский прилавок в гастрономе.
И теперь бизнесу сообщают, что помимо этого его ждет более тотальный, цифровой контроль. Это маркировка почти всего ассортимента, прослеживаемость товара от склада до кассы и расчёты по биржевым товарам через специальный единый клиринговый центр.
И вишенка на торте — государственная аналитическая система с искусственным интеллектом, которая будет видеть цены, сделки, цепочки поставок и жалобы потребителей так же чётко, как камеры видеонаблюдения видят нарушителей парковки.
Почему штрафов станет больше?
С одной стороны, система становится честнее и прозрачней. Раньше она была примитивной и прямой, как ценник на базаре. Увидели надбавку выше нормы — наказали. Но она работала только на финальной точке цепочки, в тот момент, когда товар уже лежит на полке. А до этого производитель мог поднять стоимость, логистика могла подорожать, импортер поменять условия договора. И теперь проверяющие смогут пройтись по всей цепочке, так сказать, провести полную ревизию.
Так что же, штрафов станет меньше? Нет, конечно. Появятся десятки новых оснований, по которым бизнес можно будет штрафовать.
Будут штрафы за отсутствие маркировки, несвоевременную передачу данных, ошибки в кодах и несоответствия. В России эти меры уже работают, и Казахстан копирует тот же путь. И там штрафы достигают сотен тысяч рублей. У нас могут быть сопоставимые суммы.
За отсутствие маркировки у нас уже штрафуют, с предпринимателей взымают от 345 тысяч до 1,7 миллиона тенге. А с февраля 2026 года в список товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке, войдут пиво, моторные масла, смазочные масла на нефтяной основе. В декабре к ним добавится одежда из кожи и текстиля. В 2027 году – трикотаж и верхняя одежда.
Конечно, Казахстан не собирается просто копировать российскую модель. Наши власти решили пойти ещё дальше. В Концепции торговой политики впервые предлагается свести весь поток биржевых товаров (уголь, бензин, сахар) в единый клиринговый центр. Это значит, что понадобится отдельный закон и отдельные санкции на тот случай, если товар не пройдет через этот единый цифровой узел и не появится в его базе.
Станут ли товары дешевле?
Государство искренне надеется, что если рынок станет прозрачным, то исчезнут накрутки, цены станут ниже и честнее. Только цены на товары формируются не в компьютерной программе, а с учетом реальных издержек, которые стоят за каждой буханкой хлеба и трикотажной майкой.
И именно эти издержки могут вырасти после того, как введут новые системы контроля. Маркировка требует сканеров, программ, новых процедур и обучения персонала. Прослеживаемость потянет за собой дополнительные бухгалтерские услуги. Клиринг потребует новую финансовую инфраструктуру, которая тоже стоит денег. А цифровой мониторинг с ИИ означает больше проверок и больше расходов на юристов. Бизнес будет вынужден включать все эти расходы в финальную цену, иначе он просто не выживет в новой системе.
Можно надеяться, что цифровизация хотя бы остановит перекупщиков или серые схемы. Но и здесь все непросто. Систему можно обойти через новые фирмы, другие юрисдикции, подставные контракты. В общем, рынок всегда найдёт способ обойти правила, если на том конце есть прибыль.
И еще один момент. Цифровой контроль способен ловить грубые нарушения, заметить странный скачок или пропажу товара. но он не может поменять фундаментальные законы экономики. Если урожай плохой, то картофель будет дорогим. Если подорожала логистика, то мука станет дороже. Если курс валют прыгает, то дорожает импорт. Если производитель поднял цену, то розница вынуждена подстраиваться.
Маркировка и клиринг в этих случаях бессильны. Они не влияют на погоду, на валюту, на тарифы и на мировые цены. Поэтому рассчитывать, что цифровой контроль приведёт к удешевлению социально значимых товаров — это все равно что перепутать рыночную экономику с компьютерной игрой.
Кого реально спасает новая торговая политика?
Экономист Марат Абдурахманов считает, что новая система маркировки и контроля может обернуться для Казахстана больше проблемой, чем пользой. Он напомнил, что в июне прошлого года Exlusive.kz писал о том, что с большой долей вероятности система для маркировки казахстанских товаров имеет отношение к платформе «Честный знак».
В интервью независимый юрист Айнур Кайдарова, представляющая интересы группы импортеров и реализаторов обувной продукции в Казахстане, сообщила, что АО «Казахтелеком» взял эту систему у ТОО «Казахстанская марка», обладающей якобы правом интеллектуальной собственности на эту ИС.
Если это действительно так, то ситуация вызывает целый ряд вопросов. Во-первых, потому что данные о товарах, цепочках поставок и объёмах рынка физически проходят через иностранную юрисдикцию. Во-вторых, потому что Казахстан фактически становится зависимым от внешней IT-платформы, от которой зависят штрафы, торговые процедуры и работа целых отраслей. С точки зрения национальных интересов это выглядит странно.
Маркируют товары, а надо помогать людям
Марат Абдурахманов также отметил, что маркировка – это система слежения за товарами, и она никак не связана с жизнью обычных людей. Вместо того, чтобы вкладывать миллиарды в цифровые коды и платформы, государство могло бы развивать механизмы продуктовой поддержки граждан, как это делают другие страны. Экономист отметил, что в этом году цены выросли почти на всё, а минимальная зарплата осталась прежней. Марат Абдурахманов привел в качестве примера американскую программу SNAP, которая даёт право покупать продукты со скидкой или за счёт государства. Как это работает? В США люди, которым положена помощь, получают электронную карту (EBT), на которую зачисляется пособие. С этой картой они приходят в обычный супермаркет и покупают продукты по обычной цене, а расходы покрываются государством.
Когда интернет падает, а требования растут
По словам экономиста, вся нынешняя торговая политика выглядит так, будто она создана в интересах крупных иностранных поставщиков и тех, кто продаёт IT-решения. Но никак не для казахстанских производителей. Он напомнил, что в сельских районах Акмолинской области до сих пор нет стабильного интернета.
«Как фермер должен маркировать тушу говядины, если у него связь пропадает через каждые пять минут? А если введут штрафы, платить придётся не импортёрам, а тем, кто реально производит продукт», — негодует он.
Экономист предлагает совсем другую архитектуру господдержки, которая будет завязана на объединение информационных систем трёх ключевых ведомств — Минторговли, Минтруда и Минфина. Марат Абдурахманов уверен, что, если связать их в единую платформу, государство сможет субсидировать исключительно отечественное производство, обеспечив ему гарантированный сбыт через СПК.
Выглядеть это будет так. Минтруда формирует социальный заказ, исходя из реальной потребности граждан в базовых продуктах и услугах. Минторговли, опираясь на эти данные, обосновывает финансирование от Минфина. Региональные СПК заключают с производителями годовые форвардные контракты и заранее оплачивают такие объёмы, при которых риски фермеров будут минимальны. Магазины получают этот товар по фиксированным и заранее утверждённым правилам, а цены на полке напрямую привязываются к социальным стандартам. Например, МЗП не выросла и государство компенсирует фермерам часть издержек, чтобы они не перекладывали рост себестоимости на покупателей.
Такая модель, по мнению экономиста, даёт гражданам куда больше прав, чем цифровая маркировка. На общей платформе будут отображаться актуальные цены, расчёт необходимых сумм на базовые нужды. У граждан появится возможность оспорить завышенные розничные цены. СПК при этом, как считает экономист, следует лишить всех непрофильных функций. Никаких депозитов, игр с ликвидностью, только закупка и обеспечение доступных цен. Государство, получая данные из единой платформы, будет видеть реальную потребность в социальной поддержке, реальные издержки производства и направления для их снижения. Всё это позволит выполнять госфункции дешевле, прозрачнее и с максимальной отдачей для бюджета и граждан. И без громоздких цифровых конструкций, которые сегодня лишь нагружают бизнес и повышают стоимость товара.
Цифровые правила или СПК?
Помимо этого, по мнению Марата Абдурахманова, должен появиться общественный контроль. Например, гражданин видит в магазине завышенную цену и сообщает об этом через сайт. Эта информация фиксируется, помогает государству корректировать поддержку производителям, а людям может даже давать дополнительные социальные бонусы. Так СПК будет выполнять свою прямую роль — обеспечивать доступные цены и поддержку производителей. Сейчас многие СПК, по словам экономиста, просто держат деньги на депозитах.
Он считает, что в некоторых случаях цифровой мониторинг может даже навредить. Он привел пример. В Есильском районе килограмм говядины стоит около 2200 тенге, в Астане та же говядина в магазине «Артём» — уже 3500. То есть наценка в 60 %. В Мангыстау верблюжатина на забое — 1800 тенге, а на полке в Жанаозене — 2000. Наценка – 11 %. То есть там, где рынок стихийный и нет крупных сетей, наценка минимальна. Экономист считает, что там цены честные, потому что конкуренция естественная. И именно по таким рынкам, по его мнению, цифровые правила ударят сильнее всего. Просто не смогут работать по новым цифровым требованиям.
Марат Абдурахманов считает, что торговую политику лучше строить от реальных потребностей людей, а не от цифровых систем. И вовлекать граждан в контроль, тогда рынок будет развиваться в интересах Казахстана.