Может ли лазерная указка сбить самолет

Как сообщили в Комитете гражданской авиации, уголовное законодательство будет ужесточено «с 14 сентября 2025 года в целях предотвращения несчастных случаев, которые могут поставить под угрозу жизнь и здоровье пассажиров и членов экипажа».

В республике были вынуждены пойти на такие беспрецедентные меры, поскольку число подобных противоправных действий растет. И, к слову, не только в Казахстане, где сильнее всего страдает от лазерной «забавы» аэропорт Алматы.

Так, за предыдущие несколько лет в РК было зафиксировано почти 100 случаев, когда на кабины пилотов самолетов наводили лазерные устройства, из-за чего пилот мог временно оказаться ослепленным, у него нарушалась координация, а блики от лазерных лучей не позволяли управлять бортом в должной мере. Обычно это происходило при посадке или взлете самолетов. После чего летчикам приходилось даже дополнительно проходить медицинское обследование, чтобы убедиться – летать они могут и дальше. В противном случае пилот мог лишиться профессии.

Впервые «игры» с лазерной указкой и подобным ей устройствами в отношении самолетов появились в США в 1990 годах, но позже приобрели такие масштабы, что Федеральное управление гражданской авиации этого государства потребовало введения штрафных санкций для нарушителей – от 1 000 до 32 000 долларов, в зависимости от тяжести последствий. В 2024 году пилоты американской гражданской авиации подали рапорты о почти 13 000 случаев ослепления их лазером. В некоторых случаях, как, например, в 2016 году, борт, следовавший из лондонского Хитроу в Нью-Йорк, был вынужден вернуться обратно – вспышка лазера слишком сильно ослепила второго пилота.

И потому такие действия подпали уже под уголовно наказуемую статью. Собственно, как в Австралии, Германии, Новой Зеландии и Канаде. В этих странах давно лазерное ослепление пилотов квалифицируется, как уголовное преступление, за которое предусмотрено наказание вплоть до 10 лет лишения свободы.

Теперь столько же могут получить нарушители и в Казахстане – в уголовный кодекс республики вводится новая статья  352-1, устанавливающая уголовную ответственность за создание помех управлению воздушным судном с использованием лазеров или беспилотных летательных аппаратов.

- Подобные деяния не безобидная шалость, а грубое нарушение закона, ставящее под угрозу жизни и здоровье сотен людей. Прокуратура будет принимать все необходимые меры для обеспечения неотвратимости наказания и профилактики подобных правонарушений, - подчеркнули в Генеральной прокуратуре.

Опасность от данного явления усиливается с каждым годом еще и потому, что, как утверждают эксперты, мощность лазерных лучей, направляемых хулиганами на кабины самолетов, неуклонно возрастает, а гражданские лазерные устройства все равно остаются общедоступными и относительно дешевыми. А это вопросы уже к Минторговли и иже с ним, которые допускают ввоз подобных «потенциальных убийц» на территорию республики.

Остается добавить, что расследование по выявленным нарушениям для привлечения к ответственности теперь будет входить в компетенцию органов внутренних дел.

Справка: