Половина казахстанцев не верит в обучение казахскому во взрослом возрасте

С 24 июля по 9 августа 2025 года бюро экспресс-мониторинга DEMOSCOPE опросило свыше 1100 жителей из 17 регионов страны. Результаты показали: общество по-разному видит будущее языковой политики. Одни ратуют за многообразие, другие – за усиление позиций казахского языка.

Подробнее – в материале медиапортала Caravan.kz.

Каким языкам отдать приоритет?

Каждый третий респондент (33,8 %) говорит: «Все языки равны, и каждому должно быть место». Еще 30,8 % считают, что казахский должен быть впереди, но русский и английский не стоит отодвигать на второй план. А почти столько же – 29,5 % – настаивают: пора сконцентрироваться исключительно на государственном языке.

Язык как пропуск в карьеру

Когда речь заходит о карьере, ситуация становится однозначной. Для 80 % казахстанцев знание казахского языка – ключ к успеху. Русский необходим трети опрошенных (35,5 %), а английский – лишь каждому четвертому (23,8 %).

Получается, что казахский язык становится главным инструментом профессионального роста, даже если трехъязычная модель формально остается популярной.

Насколько эффективна языковая политика?

На этот вопрос ответы тоже разошлись. Почти половина (47,2 %) уверены, что стратегия государства работает отлично. Еще 18,2 % видят ее «скорее, эффективной». Но 28,5 % думают иначе: политика не приносит должного результата.

Любопытная деталь: уровень недовольства зависит от языка общения. Среди русскоязычных таких 33,6 %, среди двуязычных – 24,1 %, а среди тех, кто говорит в основном на казахском, лишь 19,4 %.

Трехъязычие спустя 20 лет

Программа трехъязычия – казахский, русский, английский – живет с 2006 года. И хотя нередко подвергается критике, идея до сих пор поддерживается обществом.

Более половины (50,7 %) уверены: она «очень актуальна», еще 32,8 % – «скорее, актуальна». Только 12,7 % респондентов видят в ней устаревший подход.

Что мешает развитию казахского языка?

Слабые места респонденты видят четко:

Также звучат жалобы на неэффективные методики (16,3 %), влияние российского инфопространства (15,7 %), коррупцию при реализации программ (12,2 %) и ограниченность сфер применения языка (9,2 %).

Причем русскоязычные и двуязычные чаще всего говорят именно о нехватке учителей, а казахоязычные акцентируют внимание на внешнем инфополе.

Что поможет?

Граждане видят решение в конкретных шагах:

На каком языке учиться лучше?

Тема качества образования разделила участников опроса:

Неудивительно, что здесь прослеживается связь с родным языком: казахоязычные чаще выбирают казахский (53,5 %), русскоязычные – русский (45,3 %).

Можно ли выучить казахский взрослым?

Этот вопрос вызвал скепсис. Почти половина (49,9 %) призналась: не встречали взрослых, освоивших казахский после 18 лет. Лишь 15,5 % знают много таких примеров.

Это говорит о том, что взрослым нужна дополнительная поддержка – новые методики, современные курсы и практики, которые давно применяются за рубежом.

Что в итоге?

Опрос продемонстрировал, что казахский язык становится основным в карьере и образовании, а трехъязычная модель сохраняет актуальность. Но будущее, судя по настроениям, за усилением роли государственного языка – при условии, что будут качественные учителя, новые методики и реальные шаги в образовательной системе.