Как могут измениться цены на авиабилеты, и сможет ли наша страна сохранить конкурентное преимущество? Разобралась корреспондент Caravan.kz.
Пока казахстанцы привычно обсуждают задержки рейсов, в Ташкенте решили играть по-взрослому. В конце октября президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поставил амбициозную цель — превратить страну в крупный авиационный узел, где будут сходиться маршруты Востока и Запада, Севера и Юга.
Налоговые бонусы и новые маршруты: как Узбекистан готовится к взлёту?
Что планируют наши «соседи», чтобы взлететь ещё выше? Прежде всего узбекские авиакомпании освободят от НДС при ввозе пассажирских и грузовых лайнеров. То есть если узбекская авиакомпания купит самолёт за границей, то налоговая будет ей аплодировать, а не выставлять счёт.
Но на этом щедрость не закончилась. Государство выделяет 250 миллиардов сумов (примерно 20,8 миллионов долларов) на апгрейд всей воздушной инфраструктуры: ремонт аэродромов, модернизацию терминалов и закупку нового оборудования. Плюс создаётся Фонд поддержки авиации, который будет наполняться аэропортовыми сборами с международных рейсов. Эти деньги пойдут буквально на всё, что связано с небом: от обучения пилотов и стюардесс до расследования авиапроисшествий.
Шавкат Мирзиёев пообещал, что через пять лет у страны будет 180 самолётов и 230 направлений. Иными словами, Узбекистан хочет стать тем важным авиаперекрёстком, который может конкурировать с Казахстаном, Турцией и ОАЭ.
Ташкент подрезает крылья: как цены соседей могут всколыхнуть наш рынок?
С одной стороны, соседу можно поаплодировать. С другой - нам, казахстанцам, стоит насторожиться, ведь у нас на рынке может начаться «турбулентность». Представьте, что вы летите из Алматы в Тбилиси. Сейчас лететь туда эконом-классом по-прежнему дешевле на казахстанских авиалиниях. Самые доступные билеты предлагает SCAT — около 89 500 тенге. Далее идут Fly Arystan с ценой около 103 тысяч тенге и Air Astana, где перелёт обойдётся примерно в 157 тысяч тенге.
А теперь взглянем на Ташкент. Uzbekistan Airways продаёт билеты из Ташкента в Тбилиси за 73 300 тенге (около 140 долларов). Правда, добраться из Алматы до Ташкента — это ещё плюс 86 тысяч. В сумме выходит 159 300 тысяч тенге, то есть чуть выше, чем предлагает Air Astana по направлению Алматы-Тбилиси. Но если Узбекистан снизит стоимость билетов, то он может стать новым бюджетным окном в Грузию.
Как Казахстан готовится к конкуренции с соседями?
Казахстан, конечно, не сидит сложа руки. Ещё в прошлом году Касым-Жомарт Токаев поручил создать международный аэрохаб — полноценный воздушный узел, куда будут стекаться маршруты со всех сторон света. В Астане уже идёт масштабная модернизация аэропорта: строят новую взлётно-посадочную полосу, ремонтируют перроны и терминалы, обновляют оборудование. Вокруг столичной воздушной гавани планируют построить логистические комплексы, склады, гостиницы, офисы. По словам акима города Астаны Жениса Касымбека, после завершения проекта аэропорт будет обслуживать до 12 миллионов пассажиров в год.
В августе вице-министр транспорта Максат Калиакпаров объявил, что казахстанский авиапарк насчитывает 104 воздушных судна, включая шесть свеженьких Airbus A320 и один Boeing 737 MAX 8. К 2030 году планируют довести парк до 216 самолётов — почти удвоить количество «железных птиц».
В Казахстане субсидируют социально значимые внутренние рейсы: 21 маршрут в девяти областях получил поддержку в 2025 году, на это было выделено 6,4 млрд тенге.
Иностранцы тоже потянулись к нашему небу. На казахстанский рынок планировали выйти сразу четыре лоукостера — корейские T’way и Eastar Jet, индийский SpiceJet и тайский AirAsia X. Причём уже 1 декабря 2025 года Thai AirAsia X официально начнёт полёты в Казахстан.
Что касается казахстанских лоукостеров, то он у нас один — Fly Arystan. Это наша гордость и головная боль одновременно. Казахстанцы все чаще жалуются на задержки, переносы рейсов и непонятную систему цен.
Но если Казахстан хочет быть конкурентным, то одних новых самолётов и взлётных полос мало. Нужно, чтобы пассажир сказал: «Лучше лететь через Алматы, чем через Ташкент». Для этого нужны удобные стыковки, нормальный сервис и уверенность, что самолёт взлетит по расписанию.