14 июля в Астане в рамках предварительного слушания прокурор зачитал обвинительный акт по уголовному делу в отношении Перизат Кайрат и Гайни Алашбаевой. Обеим, согласно материалам обвинения, инкриминируется мошенничество в особо крупном размере (ст. 190, ч. 4, п. 2 УК РК), а также легализация доходов, полученных преступным путём (ст. 218, ч. 2, п. 1 и п. 3 УК РК), передаёт Caravan.kz.
Создание фонда и сбор пожертвований
Как следует из обвинительного заключения, Кайрат и Алашбаева, действуя совместно, зарегистрировали в 2021 году общественное объединение «Biz Birgemiz Qazaqstan 2030». По версии следствия, при создании организации были использованы поддельные подписи предполагаемых учредителей. Юридическим адресом фонда, согласно материалам дела, значился игровой клуб в Астане.
С октября 2021 по апрель 2024 года, по данным прокуратуры, через десятки банковских счетов, открытых на имя обвиняемых и других лиц, осуществлялся сбор денежных средств под предлогом оказания помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов и гуманитарных кризисов.
Личные траты и использование ресурсов
Прокуратура утверждает, что значительная часть собранных средств — свыше 126 млн тенге — была израсходована на нужды, не связанные с заявленной благотворительной деятельностью. В обвинительном акте указано, что средства направлялись на оплату проживания в элитных гостиницах, аренду автомобилей, приобретение брендовых товаров и туристические поездки. Также отмечается, что часть операций осуществлялась через третьих лиц.
Аукцион и сборы под предлогом гуманитарной помощи
Как указано в обвинении, позднее Перизат Кайрат инициировала благотворительный аукцион с целью сбора средств на строительство центра для детей с инвалидностью. Официально собрано было 12,6 млн тенге, однако в публичных заявлениях Кайрат упоминала сумму в 48 млн и «подаренное» здание стоимостью 100 млн тенге. По данным прокуратуры, подобного объекта в действительности не существовало, а средства были направлены на иные цели.
Кроме того, в период с ноября 2023 по апрель 2024 года, как заявляет обвинение, Кайрат и Алашбаева привлекли свыше 566 млн тенге якобы на поддержку мирного населения Сектора Газа. При этом, по официальным данным, лишь 7,4 млн были переведены в посольство Палестины, тогда как остальная сумма была использована на приобретение квартиры, автомобиля Mercedes-Benz EQE, а также на личные расходы.
Легализация средств через бизнес
Согласно обвинительным материалам, часть средств была легализована через приобретение цветочного бизнеса Rebel Flowers. Общая сумма, фигурирующая в материалах, — 23 млн тенге. За период с января по ноябрь 2024 года, по данным следствия, бизнес принёс более 68,8 млн тенге дохода.
Сборы во время паводков и массовое привлечение средств
Во время весенних паводков 2024 года, как утверждает прокуратура, Кайрат распространяла в соцсетях недостоверную информацию о якобы поступивших 100 млн тенге от одного из банков. Позднее она заявила, что только её фонд работает «официально», указав на поступление 300 млн от другого банка. В результате, по подсчётам следствия, на счета фонда поступило 2,86 млрд тенге.
Средства, по версии обвинения, были использованы на:
Методы обналичивания и сокрытия
По данным обвинения, для сокрытия происхождения средств использовались фиктивные переводы на ИП под предлогом закупа юрт, стройматериалов и спецодежды. Комиссия за обналичивание, согласно материалам дела, составляла до 4,5 %. Переводы дробились на суммы ниже 20 000 МРП — для обхода автоматического контроля со стороны банков.
По итогам расследования, озвученным в суде:
– Общая сумма похищенных средств — 2 860 047 926 тенге
– Легализованных — 1 036 994 900 тенге
На заседании Кайрат заявила, что не признает вину:
«Я не согласна с обвинительным актом, потому что доводы, изложенные прокурором, необоснованны, простыми словами, я в данный момент не несу ответственность за фантазию следователей. Я не признаю, соответственно, предъявленного мне необоснованного обвинения, и так как суд сегодня начинается, позже от всех фактов я буду отбиваться».