Искусственный интеллект учим — живой интеллект теряем? В системе образования Казахстана не бьются ни цифры, ни факты

Сначала цифры – потом вопросы. По данным министра просвещения Гани Бейсембаева, в этом году в первый класс приняли 341 тысячу детей. В 11-й выпускной класс пришли 232 тысячи учащихся. Что их ждет?

Как сказано в ответе министерства на запрос нашей редакции, особенностью нового учебного года станет внедрение искусственного интеллекта в систему среднего образования. «Для этого ИИ интегрирован в предметы «Цифровая грамотность» и «Информатика». Утверждены этические стандарты. Для учеников 1-11 классов разработаны онлайн-курсы «Day of AI». Также будут организованы курсы для педагогов».

Сразу три вопроса. Первый: как можно обучить 6-7-летнего школьника общаться с искусственным мозгом, если он только научился читать, считать и не всегда адекватно воспринимает новую реальность? Второй: стандарты приняты, но курсы для педагогов еще не организованы? А когда они будут проходить эти курсы? Во время учебного года? То есть им придется отвлекаться от работы? Третий. Учащимся тоже придется отвлекаться от выполнения домашних заданий, чтобы усвоить уроки «Day of AI»?

Связался со знакомыми школьными преподавателями в Алматы. У всех трех мнения совпали. Суть: ни в коем разе с 1-го класса! Минимум с 4-го. Сначала надо научить детей хотя бы грамотно читать, писать и считать. Осмысливать пройденный материал. И только потом – очень осторожно! – подвести детей к тому, что помимо живого учителя есть еще и виртуальный. Который может подсказать, как правильно подойти к решению той или иной задачи.

Справка «Каравана»

Это уже факт, что их примут на работу? Или их ждет новый конкурс?

Анар Мешимбаева против Анны Карениной?

В конце августа экономический аналитик Анар Мешимбаева в одном СМИ выступила с резким заявлением, что стране необходима реформа системы образования. Срочно! Господи, опять? Да сколько можно? Да, в материале есть трудноопровергаемые аргументы. Но есть и «дыры».

Не стану спорить, что функциональная грамотность, неумение учащихся применять полученные знания на практике - это провал в работе учителя. Не сумел донести. Не вбил гвоздем в голову ученика, как можно использовать «правило буравчика» в жизни – проблема? А это правило, напомню, «используется для определения направления векторной величины, такой как угловая скорость или магнитное поле, возникающее вокруг проводника с током».

Зачем гуманитарию такая информация, если этот школьник станет, допустим, историком или лингвистом?

Будущему химику или физику – Анна Каренина, которая бросилась под поезд? Ему, возможно, будут интересны только такие факты: каким составом были покрыты рельсы, с какой скоростью шел поезд, как Анна Аркадьевна сумела рассчитать угол падения?

Смешно?

Г-жа Мешимбаева привела такие цифры. Пороговый уровень по математике одолел 51 % казахстанских школьников. По чтению – 35. По естественным наукам – 40 %. Это по результатам PISA – международному исследованию. А им можно верить? Еще Анар Ертулевна утверждает, что финская система образования - лучшая в мире. Не поленился, залез в Интернет. Да, ребята из страны Суоми не раз побеждали на международных школьных олимпиадах по математике, информатике, другим дисциплинам.

Посмотрел статистику (сутки потратил)! Но чаще всего побеждали школьники из Южной Кореи, России, Индии, Китая, США. И из Казахстана! Да-да!

Откуда эти наши чемпионы? Да, не все они из «обычных» школ. Чтобы подготовить этих победителей, нужно вкладывать в мозги другие правила осмысления знаний. Как написала мне педагог с 44-летним стажем Виктория Субботина, «для этого нужные «новые» учителя. Схема: педагог прочитал урок – ученик его усвоил или хотя бы понял, перестала работать 2-3 года назад. Младшие это еще как-то начинают усваивать. В 9-11-классах уже интернет отучает их от принятий самостоятельных решений».

Едем дальше. Про перегруз уроков в школах битва на этом поле идет уже 7-8 лет. Были же предложения сделать предметы по ожидаемым профессиям и образованиям специализированными? Были! Гуманитариям Евклидова геометрия, основанная на системе аксиом – нужна?

В Казахстане несколько «учительских» чатов. В некоторые меня не пускают (видимо, не угоден). Там, где допускают, говорят, что да – надо реформировать систему в связи с нейросетями, в связи с новыми вызовами, в связи с реформациями в мире и стране. И это надо делать уже сегодня.

Педагог Айгуль Амазбаева (преподаватель истории и географии, Караганда): «У меня несколько раз возникали споры с учениками. Я использую официальную школьную программу, а они – Интернет. Если кто-то как-то попытается совместить эти два интереса – я точно уволюсь. Потому что уже фактически пенсионерка».