В конце прошлого года глава Высшей аудиторской палаты РК Алихан Смаилов ошарашил депутатов мажилиса результатами проверки социально-предпринимательских корпораций, сообщает Caravan.kz.
По его словам, у СПК «не определены чёткие цели, единые ориентиры деятельности, понятная модель развития. А их участие в поддержке бизнеса сводится в основном к льготному кредитованию. Несмотря на то, что СПК не являются финансовыми организациями, они не попали под надзор уполномоченного агентства… Большинство СПК остаются убыточными».
Масла в огонь подлил мажилисмен Елнур Бейсенбаев. По его информации, за последние пять лет эти корпорации получили из госбюджета 528 миллиардов тенге. При этом у 8 из 13 проверенных обнаружили убытки на 200 «ярдов». И доходы их упали на треть. «Зачем нужен посредник в лице СПК, если их работа сводится к банковскому вкладу? Нет четких ответов на вопросы: сколько рабочих мест создано, какую пользу получило население, как улучшилось социальное воздействие?.. По итогам проверок в казну вернули 61 миллиард тенге… На этом фоне выплаты премий в СПК выглядят цинично», - отметил депутат.
И привел пример: руководство СПК «Акжайык» наградило себя 14 премиальными окладами. «Наверное, это за выдающиеся результаты по земельным махинациям, которые выявила Высшая аудиторская палата»?
И еще один пример неслыханной наглости. ТОО «КазАзот» в 2022 году взяла кредит – 5,4 миллиарда тенге. А своим руководителям выплатила дивиденды на 10 миллиардов, - добил контрольным сообщением в уши коллег г-н Бейсенбаев. «Это не поддается здравому смыслу. Финансовое обогащение топ-менеджеров выше обязательств по выплате займов? То есть, долгов перед государством. Это же государственные средства»!..
Кто и когда рискнет распаковать «черные ящики»?
А еще ВАП выявила неэффективные траты бюджетных средств на 133 миллиарда тенге. И – внимание! – случаи искажения финансовой отчетности на 132 миллиарда. На языке Уголовного кодекса это является фальсификацией документов. За это – статья! Примеров десятки. И это только выявленных. А сколько еще таких «скелетов в шкафах» у глав корпораций?
По мнению депутата Бейсенбаева, из-за такого неэффективного вливания бюджетных денег доля среднего бизнеса в ВВП страны застыла на отметке 6,7 процента вместо запланированных 15.
«Отдача СПК снижается из года в год. Невозможно измерить социально-экономический эффект от этих вливаний, потому что нет единой методики расчета, системного подхода к сбору статистических данных».
Ого… Это уже не камешек в «огород» Алихана Смаилова. Это здоровенный булыжник! Ведь Алихан Асханович пять лет командовал агентством по статистике РК. Служил министром финансов и даже премьер-министром. Ну не мог он не знать реальную картину.
Справка «Каравана»
Как считает г-н Бейсенбаев, вопрос реформирования социально-предпринимательских корпораций «перезрел». «Во многих регионах они превратились в «черные ящики», закрытые для общества и бизнеса… Если они не справляются, то целесообразность их деятельности – под большим вопросом».
Летом 2023 года агентство по противодействию коррупции отметило, что «бОльшая часть преступлений связана с хищениями и злоупотреблениями служебными полномочиями при инвестировании проектов, формировании стабилизационных фондов и реализации активов из них». А также «факты фиктивного трудоустройства, получение незаконного вознаграждения за подписание документов в рамках заключенных договоров».
Тогда премьер-министр поручил «пересмотреть понятие СПК, переформатировав их в региональные институты развития в форме некоммерческого юридического лица».
Кто в это время был премьер-министром? Правильно. Алихан Смаилов! То, что было тогда сделано – на сделанное никак не тянет.
Цены и сроки. Как и кто их синхронизирует?
Между прочим, г-н Смаилов, уже будучи главой Высшей аудиторской палаты, заявил, что «есть претензии к стабилизационным фондам». Он де получили для закупки продовольствия более 60 миллиардов тенге, но не смогли сдержать рост цен. «Картофель подорожал в три раза, а мясо вдвое».
Иными словами, сколько и чего в эти фонды не закладывай – цена на еду будет расти при любом раскладе. А рулят этими фондами, напомним, именно акиматы. После Нового года, когда поднимутся цены на капусту, картошку, лук, свеклу, крупы и далее по списку – держатели стабфондов должны открыть «закрома родины» чтобы продать гражданам еду по вменяемой цене. Срок подошел. К концу января-началу февраля мы узнаем, что почем.
А потом, видимо, ближе к лету, г-н Смаилов (или кто-то еще?) расскажет, почему всё вышло не совсем так, как мы ожидали.
Справка «Каравана»
Возможно, в правительстве решили подстраховать работу СПК и стабфондов таким способом?
Мы будем следить, почем вас будут кормить
Пару недель назад министр национальной экономики Серик Жумангарин заявил, что в ноябре продукты питания в Казахстане не подорожали. А цены на социально значимые и вовсе держатся на нуле. Замерзли до Нового года? И добавил, что в стране запустят онлайн-мониторинг складов с едой. Там, где хранят эти самые социально-значимые продукты. Датчики движения будут следить за тем, как чувствуют себя картошка, лук, капуста, свёкла, крупы – которые составляют основу дастархана казахстанцев.
Самое вкусное. По словам Серика Макашевича, «Если цены не снижаются, то хотя бы все будет под контролем. В конце концов, продукты, может, и дорожают каждый день. Но теперь под круглосуточным наблюдением».
Тут два ключевых слова: первое – «следить». Оно не значит преследовать за некие нарушения? Второе – «наблюдения». Что они дадут? Если экс-премьер Смаилов, будучи премьером, не добился реализации своих поручений, то наблюдать г-н Жумангарин может так же долго, как течет вода, горит костер, паркуется блондинка и СПК продолжат бесчинствовать? В йогу впал?
P.S. «Караван» продолжит расследование по деятельности СПК.