«Думал, что сейчас мы все пойдем драться с дрессировщиком»: артистов российского тетра РАМТ впечатлила реакция алматинских зрителей

Московские артисты признались, что никогда раньше не сталкивались с такой яркой и эмоциональной реакцией юной публики, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.

«Томасина»: история, покорившая сердца алматинцев

Первым спектаклем, который московская труппа представила зрителям Алматы, стала постановка «Томасина» по пьесе Пола Гэллико. Эта трогательная история о рыжей кошке переносит зрителей в маленький шотландский городок, где Томасина живет с девочкой Мэри (Александра Розовская) и ее отцом-ветеринаром (Алексей Мясников). Эндрю Макдьюи, потеряв жену, стал черствым и предпочитает усыплять тяжелобольных животных, а не лечить их. К сожалению, такая же участь ждет и Томасину.

Но даже пышные похороны не помогают Мэри справиться с потерей, а жители города начинают избегать ее отца, обращаясь за помощью к загадочной Лори (Людмила Цыбульникова), которая исцеляет животных травами и любовью. Когда Эндрю убеждает дочь, что «от разбитого сердца не умирают», судьба вмешивается в ход событий — Томасина возвращается к своей хозяйке, а Эндрю находит любовь в лице Лори.

«Большие гастроли»: культурный мост между странами

Гастроли РАМТ организованы ФГБУК «Росконцерт» в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации. Эти международные гастроли приурочены к праздничным мероприятиям, посвящённым 80-летию Великой Победы. Особую значимость этому событию придает тот факт, что спектакли проходят на сцене театра, который, как и Московский театр для детей (будущий ЦДТ-РАМТ), был создан Наталией Сац. Только Московский театр появился в 1921 году, а алматинский – в 1945-м.

«Программа «Большие гастроли» успешно реализуется с 2014 года, а её зарубежное направление зародилось в 2015 году. Главной задачей проекта является поддержка русских театров в странах ближнего зарубежья. Такие гастроли очень важны. Это и экзамен для театров, и большой праздник. Такие гастроли способствуют зарождению традиций, культурному диалогу между странами. Помимо культурного сотрудничества зарождается дружба между коллективами, что делает этот проект ещё более ценным», – отметила заместитель начальника отдела гастрольных программ «Росконцерта» Юлия Зайцева.

Казахстанская публика: искренность и яркие эмоции

Первый спектакль вызвал у зрителей бурю эмоций. Артисты отметили, что казахстанская публика более эмоциональна, чем московская.

«У нас был просто потрясающий показ. Ваша публика сильно отличается от нашей. Иногда она реагировала очень бурно в тех местах, где московские зрители остаются сдержанными. Например, в момент, когда мальчик Джорди призывает свергнуть жестокий цирк, зал загудел так, что артист, исполнивший эту роль, за кулисами сказал: «Я думал, что сейчас мы все пойдем драться с дрессировщиком!». Подобного мы в Москве никогда не видели. Необычной была и реакция на сцену, в которой Эндрю Макдьюи делает предложение ведьме Лори — зрители явно сопереживали героям,  глубоко прониклись их историей. Это было невероятно ценно для нас», – рассказала режиссер спектакля «Томасина» Александра Ловянникова.

Она также отметила, что финал спектакля был по-настоящему трогательным. Дети обнимали артистов и дарили им казахстанский шоколад.

«Когда зрители подошли к сцене с подарками и сладостями, казалось, что наша главная героиня – Томасина (Евгения Белобородова) ограбила конфетный супермаркет. Именно ради таких эмоций мы работаем, ради зрительской любви и той теплой энергии, которую мы дарим и получаем в ответ»,  – отметила режиссер спектакля.

Будущие планы и развитие сотрудничества

На пресс-конференции Юлия Зайцева поделилась важной новостью: «Мы очень ждем приезд театра имени Наталии Сац в Москву с ответным визитом в сентябре этого года. В этом году программа «Большие гастроли» побила рекорд по количеству заявок — из 450 театров участие получили 254 коллектива. Попасть в программу, а тем более выступить в Москве – большая удача. Мы надеемся на продолжение сотрудничества и дальнейший культурный обмен», – подчеркнула она.

Культурное взаимодействие между театрами важно не только через организацию гастролей, но и через продуманный выбор постановок.

В ходе пресс-конференции заместитель директора РАМТ Кирилл Рыбкин заметил, что театр был ограничен в выборе спектаклей из-за технических возможностей алматинской сцены. Некоторые постановки требуют сложных сценических решений и специального оборудования, без которого невозможно передать всю их зрелищность. Однако в будущем РАМТ планирует привезти больше спектаклей. «Мы надеемся, что после реконструкции театра имени Наталии Сац сможем показать вам наши лучшие постановки. И, может быть, уже полюбившиеся спектакли», — добавил он.

Театральные традиции и сюрпризы для зрителей

Артисты РАМТ поделились своими традициями перед началом спектакля.

«Перед выходом на сцену мы беремся за руки и громко произносим ключевые фразы из постановки. Кричалки у нас часто менялись, и одна из самых запомнившихся: «Мы – божество!». Сегодня, оказавшись в Алматы, мы решили адаптировать её и прокричали: «Алматы – божество!», подняв руки вверх. Мы обожаем гастроли и, несмотря на непростые времена, всегда стараемся прочувствовать атмосферу нового города, познакомиться с его культурой и приобрести что-то национальное на память», — рассказала артистка Евгения Белобородова.

Настоящим сюрпризом для зрителей стало участие в гастролях заслуженного артиста России Юрия Григорьева, хорошо знакомого многим с детства. В 90-е годы он был одним из ведущих популярной передачи «Спокойной ночи, малыши!».

«Я уже бывал у вас. Правда, очень давно, еще в СССР, вместе с Хрюшей и Степашкой. Ваши дети – потрясающие зрители! Когда я в образе Бабы-яги пытался украсть Хрюшу, они так бурно реагировали, что я, наверное, чудом остался жив», – с улыбкой вспомнил артист.

Юрий Григорьев также отметил, что спектакли РАМТ отличаются особой «чистотой».

«Как хотите, так и понимайте, но у нас – чистые спектакли. На «Томасине» моя жена плакала дважды. Дочка, которой 40 лет, пришла с подругами, а потом спрашивала, сколько у нас актеров, чтобы каждому подарить цветы. Театр существует, чтобы затронуть душу каждого человека, чтобы отклик пошел, сопереживание. И чтобы было душеполезно. Это забытое слово замечательное. Такие спектакли у нас есть, и, слава богу, появляются новые, интересные и глубокие. И не только дети, но и взрослые найдут для себя что-то полезное», – добавил он.

Помимо спектакля «Томасина», 11–12 февраля алматинцы смогут насладиться проверенной временем классикой — постановкой по пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся». Мы уверены, что гастроли РАМТ в Алматы оставят у зрителей тёплые воспоминания. Яркие постановки, искренний отклик публики и культурный обмен стали значимым событием в театральной жизни обеих стран. И это, безусловно, лишь начало долгого и плодотворного сотрудничества.