Новый специальный налоговый режим даст возможность физическим лицам вести свою деятельность официально, без оформления ИП, а бизнесу — проще и спокойнее сотрудничать с такими исполнителями, передает Caravan.kz.
Сегодня в стране, по данным Бюро национальной статистики, насчитывается более 2,2 миллиона самозанятых. Но только треть из них платит налоги. Остальные предпочитают работать «в тени», рискуя остаться без пенсий, медстраховки и других социальных гарантий. Это также создает проблемы для компаний, которые привлекают их для разовых работ или долгосрочного сотрудничества.
Эксперт Анастасия Ускова, генеральный директор платформы для работы бизнеса и фрилансеров в Казахстане Quick Work, считает, что новый режим должен переломить эту ситуацию.
"Скоро всё упростится. Чтобы работать легально, самозанятому будет достаточно установить мобильное приложение, зарегистрироваться в нём и фиксировать свои доходы. Программа автоматически рассчитает, сколько нужно заплатить, и напомнит о сроке платежа. Ежемесячный лимит дохода составит около 1,1 миллиона тенге, а за год — не больше 13,1 миллиона. Если исполнитель начнет зарабатывать больше или решит нанять сотрудников, ему придется открыть ИП или ТОО. Интересно, что элементы этой будущей системы уже начали внедрять отдельные сервисы, работающие в рамках Закона о платформенной занятости. Эти сервисы помогают бизнесу взаимодействовать с частными исполнителями. В некоторых из них при выплате вознаграждения налоги и социальные отчисления автоматически рассчитываются и удерживаются, заказчик получает электронный чек для учета в бухгалтерии. Также сервисы автоматически декларируют доход, снимая эту обязанность с исполнителя и обеспечивают электронный документооборот заказчика с исполнителями, так что все договоры и акты подписываются электронным образом с помощью ЭЦП", - сказала Анастасия Ускова.
Эксперт подсчитала, что налоговая нагрузка для самозанятых составит всего 4%. Половина этой суммы пойдет на пенсионные отчисления, а остальное разделят между фондом медстрахования и социальными выплатами. А подоходный налог платить не нужно.
"Например, если мастер по ремонту техники заработал в марте 450 000 тенге, он отдаст в бюджет 18 000. Из этой суммы 9 000 направят в пенсионный фонд, а два взноса по 4 500 обеспечат ему доступ к бесплатной медицине и соцстрахованию.Для бизнеса тоже станет проще. При работе с самозанятыми компании-операторы платформенной занятости будут выступать налоговыми агентами. Они самостоятельно удержат налог с выплат самозанятым и перечислят его в бюджет. Это значит, что работодатели смогут сократить расходы на подписание бумажных документов с исполнителями, выплату вознаграждений и расчет и уплату налогов, а также сделают эти процессы более простыми и удобными.При этом часть цифровых платформ уже сегодня предлагает компаниям инструменты для работы с самозанятыми по более прозрачной схеме. В них интегрированы функции автоматического расчета налогов и социальных взносов, что помогает бизнесу не только ускорить выплаты, но и закрыть вопросы с налоговым учетом. Такой подход позволяет предпринимателям постепенно привыкать к новой системе и понимать, как она будет работать на практике", - пояснила Ускова.
Остается главный вопрос: кому подходит новый режим? Это важно, потому что что не всем самозанятым подойдут эти условия, так как Закон ограничивает список видов деятельности: в него войдут услуги такси, курьерская доставка, парикмахерские и маникюрные салоны, ремонт техники, сдача жилья или транспорта в аренду, репетиторство и многие другие. С более полным списком работ и услуг можно ознакомиться в статьях 686-2 НК РК и 683 НК РК.
Что касается индивидуальных предпринимателей, для них тоже предусмотрена возможность перейти на «упрощёнку», но есть условия: ИП должен работать без наёмных сотрудников и не превышать установленные лимиты по доходам. Если же предприниматель ранее уже отказался от «упрощёнки» в пользу общего режима, вернуться обратно он сможет только спустя год. Для перехода нужно будет подать уведомление через портал «Электронного правительства» или в том же мобильном приложении. После этого старый режим перестанет действовать с последнего дня месяца, в котором было подано уведомление.
Что стоит сделать бизнесу уже сейчас? Анастасия Ускова советует начать с ревизии своих отношений с физлицами: кто из них сможет работать по новому режиму, а кому пора подумать о регистрации ИП или ТОО.
"Особенно это важно для компаний, которые уже используют сервисы для поиска и работы с частными исполнителями. Многие такие платформы начали заранее адаптировать свои процессы под грядущую реформу: там уже можно формировать электронные чеки, отслеживать налоговые начисления и упрощать бухгалтерию. Для бизнеса это шанс войти в 2026 год более подготовленным и c максимальной выгодой и удобством от использования новых возможностей.Такой переходный период — хорошая возможность протестировать новые схемы работы и убедиться, что они удобны и для бизнеса, и для исполнителей", - заключила эксперт