Что будет дороже для казахстанцев: чистый атомный киловатт или чистый угольный

 «Караван» пытается разобраться, насколько подорожает электроэнергия в Казахстане для потребителей в 2026 году.

Одни эксперты считают, что не выше уровня инфляции – 12-13 %. Другие – что тарифы будут зависеть от стоимости строительства новых ТЭЦ в Кокшетау, Усть-Каменогорске и Семее. А она будет расти. И докуда расти?

«Караван» попросил прокомментировать ситуацию председателя ОЮЛ «Казахстанская ассоциация энергоремонтных, проектных, инжиниринговых компаний и производителей энергооборудования» Сергея АГАФОНОВА. Потому что до сих пор неясно: это будут деньги казахстанского бюджета или китайских инвесторов? И почему мы так долго тянули с решением этой проблемы?

Когда в Казахстане начнут применять технологию «чистого угля»

- Очень простое объяснение: угольная генерация у инвесторов не популярна. Давно известно, что китайские банки не финансируют эти проекты за рубежом.

- А к нам придут?

- У меня нет информации, что китайские компании под кредиты китайских банков начнут в Казахстане строить угольную генерацию.

- У себя-то продвигают?

- У себя – да. За границами – нет. Проекты «чистого угля» сегодня только на стадии испытания. Сейчас нет рентабельных предприятий по этой технологии. Да, золу в мире утилизируют, есть эксперименты, испытания. Китайские угольные станции по умолчанию не являются работающими на «чистом угле». Это вообще проблема для всего мира на этот день.

- Потребление чёрного золота в мире растёт.

- В металлургии – да. Но не в энергетике. Технологии «чистого угля» пока в процессе апробации. Затратно? Очень! Смотрите, сначала надо утилизировать золу. Как правило, это строительный материал. Есть технологии извлечения редкоземельных металлов. Это тоже на уровне экспериментов в том же Китае. В Техасе была одна экспериментальная станция на «чистом угле». Закрылась.

Сроки и деньги

- Премьер-министр Олжас Бектенов поручил «Самрук-Энерго» завершить подготовительные мероприятия до конца марта 2026 года перед началом строительства ТЭЦ в Семее и Усть-Каменогорске. Это реально?

- А китайцы в этой теме самые стремительные. Два года на проектно-сметную документацию для казахстанских ТЭЦ? Думаю, что это просто максимально предельный срок. Здесь нет никакой засады. Все произойдет гораздо быстрее. В угольной генерации они очень продвинутые. И никто не заинтересован в затягивании сроков. Посмотрим…

Хочу отметить, наша ассоциация обращалась в разные госорганы с просьбой дать сведения по этим трем ТЭЦ – каких отечественных товаропроизводителей привлекут в качестве партнеров. Им же надо попасть в проект на этапе ПСД. Ответы пока не получили. Надеюсь, будет не менее 30 процентов – по аналогии с АЭС. Применяя наши оборудование, материалы и т. д. Это важно. Очень важно!

- Судя по доступной информации, затраты на строительство всех трех ТЭЦ здорово выросли – на миллиарды тенге. И эти суммы растут. Почему?

- И будут расти. Можете так и написать. Стандартная история. Если начнут применять технологию «чистого угля» – это уже будет сопоставимо с атомной станцией. Надо считать, во сколько обойдется «чистый» угольный киловатт. Там цифры могут зашкаливать. На последнем Power Expo мы это обсуждали. Я тогда сказал, что надо ставить малые модульные реакторы по 300 мегаватт. Идеальный вариант. И поэтому не надо сегодня заморачиваться угольными проектами.

- А вы кошелек рядового потребителя в расчет принимали?

- Модульные реакторы прослужат дольше ТЭЦ. Не 60 лет, а больше. Если ТЭЦ не начнут работать на «чистом угле», то к 2060 году с ними надо что-то делать. Так что ориентироваться надо все-таки на атомную энергетику. Да, на первых порах она будет недешевой.

«Приговор» остается в силе

- Экологи вообще считают, что уголь – это приговор экологии.

- Давайте объективно. ТЭЦ с «чистым углем» сегодня нерентабельны. Атомная энергетика – «зеленая». В ней нет таких проблем, как с углем. А он всё-таки «уходящая натура». Не знаю, когда мы окончательно от него откажемся, но сегодня – рано. Химия – нефтяная и газовая – тоже не стоит на месте. Может, через 100 лет придумают, как утилизировать углероды.

- Сергей, когда последний раз вы видели, как горит уголь?

- (пауза, засмеялся) Я вырос в бараке с печкой. И на ТЭЦ в Петропавловске несколько лет работал. Так что видел… И поэтому я сторонник того, что уголь – «уходящая натура». Но пока придется его использовать. Органического топлива в мире не так много осталось…

Интересы рядовых граждан на этом рынке кто-то учитывал?

Министерство энергетики опубликовало проект приказа о внесении изменений в предельные тарифы на электроэнергию. Обсуждение этого документа на портале «Открытые НПА» для всех заинтересованных лиц – до 24 ноября. Свои замечания там можно оставлять. Но полного текста нет. Что именно обсуждать?

Напомним. В начале октября были общественные слушания на эту тему. Тогда ключевой вопрос был один: чем энергетики оправдывают рост тарифов?

Ответ был ожидаем. Замгендиректора по экономике и финансам ТОО «Энергосистема» Татьяна Галимуллина пояснила, что «линии электропередач износились на 65 %, оборудование подстанций - на 88 %».

Естественный вопрос: куда и на что ушли средства в рамках госпрограммы «Тариф в обмен на инвестиции»?

«Караван» не первый год задает этот вопрос монополистам – нет ответа.

Есть, что скрывать?

Справка «Каравана» (по информации правительства)

Для кого-то жареным запахло?

Как считает юрист Алексей Шмидт, «пока никому никак не пахнет. Пока государство не разберется юридически с владельцами энергетических предприятий и с их премиями-бонусами по итогам финансового года – мы будем много платить за свет. Прежде всего в рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции». Я пока не видел, кто там и за что ответил. Потому что монополисты наши ведут себя на родине, как колонизаторы. У нас же бизнеса без «крыши» не бывает»…

PS. Обратили внимание на фразу: «Сдерживание роста тарифов будет обеспечено за счет оптимизации операционных расходов субъектов естественных монополий»? А кто и какими законами будет их сдерживать?