В вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Боль в конце тоннеля
Конечно, работа за компьютером не так тяжела и травмоопасна, как, скажем, возле токарного станка, но и такой непыльный труд может подорвать здоровье. Речь идет о так называемом “туннельном синдроме”. Это термин чаще используется в разговорной речи, а медики предпочитают называет такое заболевание синдромом запястного канала. В списке Международной классификации болезней, разработанным ВОЗ в 2012 году, туннельный синдром удостоился кода 8C10.0. Это означает, что для такого заболевания выработан определенный алгоритм лечения. Прежде при подобных симптомах врачи прописывали препараты, исходя из собственно опыта, а порой и интуиции.
Синдром запястного канала существовал и раньше, но страдали от него люди определенных профессий, например ювелиры, художники, сурдопереводчики, музыканты. В ХХ веке это стало профессиональной болезнью машинисток. Причиной заболевания становится сдавливание срединного нерва. От природы запястье не приспособлено к долгой работе, где нужна мелкая моторика, и лет за 10-15 нагрузки на эти области рук начинаются мучительные боли, переходящие в предплечье. А еще через несколько лет помочь могут только противовоспалительные средства или даже операция.
С 2017-го года количество жалоб на симптомы туннельного синдрома выросло в сотни раз, и если раньше к врачам обращались люди постарше, то сейчас это заболевание стало напастью и совсем молодых ребят. Виной тому развитие смартфонов и компьютерных игр.
В эпоху стационарных компьютеров запястье человека, даже проводящего весь рабочий день за клавиатурой, хоть иногда отдыхало. По крайней мере, когда пользователь шел на работу или в магазин. Сейчас же смартфоном мы пользуемся почти постоянно. Переписка, покупки в магазине, прокладывание маршрутов. Кроме того, сменился и формат интернет-развлечений. Если прежде, чтобы посмотреть ролик на “Ютубе” хватало одного клика в 10-20 минут, то в “Тиктоке” и “Инстаграме” скроллить приходится постоянно, то есть не менее одного движения в 10 секунд. Не способствуют здоровью и игры вроде “Тапай хомяка”. Они требуют максимального количества одинаковых движений за короткий период времени. При этом думать, как в том же “Тетрисе” или “Три в ряд”, не приходится, и финала в популярных сейчас играх нет. Прежде человек хоть после сообщения Game over делал короткий перерыв.
Компьютерные же игры тоже стали сложнее. Если в DOOM внимание игрока сосредотачивалось только на стрельбе по монстрам, то в нынешних играх полно дополнительных бонусных заданий или в онлайн версиях существуют чаты, куда нужно писать сообщения другим игрокам. Это уже не говоря о том, что компьютеры стали мощнее, чем в 90-е, а значит и для нормальной игры требуется больше движений кистью.
Что наша жизнь? Игра!
В 2018-ом году в список Международной классификации болезней попала игровая зависимость. Этой напасти было присвоено сразу четыре кода: 6C51, 6C51.0, 6C51.1, QE22. Заболевание впервые изучили ещё в 1983-ем году. Барлоу Соупер и Марк Миллер из Louisiana State University работали с группой студентов, чересчур увлекающихся игрой Pacman. В 80-е компьютеры были далеко не у всех, и для того, чтобы пиксельный колобок поохотился за точками в лабиринте, требовалось ходить в салоны игровых автоматов. Слишком увлеченные игроки вели себя, как заядлые наркоманы. Они тратили последние деньги, продавали личные вещи подешевке, даже воровали, чтобы получить возможность бросить в автомат горсть четвертаков. Призов в Pacman не существовало, а значит на типичную лудоманию новое явление похоже не было. Это в казино или за карточным столом человек надеется на большой куш и способен совершать неадекватные поступки в пылу азарта.
Изучив испытуемых, Барлоу Соупер и Марк Миллер пришли к страшному выводу. Оказывается, механизм игровой зависимости точно такой же, как у пристрастия к опиатам. Единственное различие лишь в том, что эйфория от победы длится всего пару минут, но от этого ситуация становится даже опаснее. Игроку все время хочется проводить время за автоматом. Дело в том, что наш мозг пока не научился видеть четкую разницу между реальным достижением и прогрессом в игре. Другими словами, при переходе на другой уровень игры, идет такой же всплеск дофамина, как при повышении на работе, победе в спортивных состязаниях или даже вручении Нобелевской премии. Только при компьютерной игрушке эйфория исчезает быстро, потому что разум понимает – за сто миллионов золотых монеток, выданных при прохождении уровня, в реальной жизни ничего не купить. Поэтому игрок тут же старается получить новую порцию дофамина.
В Pacman успех ограничивался цифрами рекорда. Нынешние игрушки дарят больше иллюзорного успеха. Персонаж становится сильнее и влиятельнее, появляются новые локации, за виртуальный доход можно купить продвинутое оружие или более прочные доспехи. Тут уж влияние на организм может развиваться по нескольким путям. В некоторых процентах случаев у игрока вообще перестает выделяться дофамин, и, чтобы получить его хоть немного, человек сутками просиживает за компьютером, но приходят лишь депрессия и нервозность. Бывает, когда игровой дофамин может заменить реальный. Игроку не нужна ни карьера, ни любовь, ни приключения, потому что это все равно окажется не таким ярким, как удовольствие от игры. Иногда требуется повышение «дозы», когда игроку нужно пройти игру на самом сложном уровне, сразиться с самым сильным соперником или попасть в топ, став первым из сотен тысяч участников.
Дальше, как у любой наркотической зависимости, приходит вред не только психике, но и всему организму. Для получения нужного результата геймеры могут сидеть за компьютером сутками без сна, поглощая энергетики и кофе, чтобы хоть как-то сосредоточиться. Постоянный стресс изнашивает органы. Механизм здесь такой же, как и в случае с наградой. Мозг не может провести четкую линию между реальной угрозой жизни, имуществу, статусу и той, что происходит "понарошку”. Другими словами, нервная система реагирует на битву эльфа с орками точно так же, как реагировала бы на драку с соседом-уголовником. Постоянный стресс заканчивается плохо: скачки давления, тахикардия, заболевания сердца и даже эпилепсия.
То олень позвонит, то тюлень
Несколько кодов присвоено и синдрому FOMO. За этой аббревиатурой прячется английский термин Fear of missing out, то есть «Боязнь пропустить важное». Именно FOMO заставляет нас регулярно проверять уведомления смартфона. Причин для этого очень много, и за каждой кроется свой код. Например, код F41.1 означает случай, когда человек постоянно ждет, когда увидит в мессенджерах плохую новость. Трудоголик опасается, что его проект признают никуда негодным или ждет, будто потребуются срочные правки. Фрилансеры и самозанятые тревожатся из-за вероятности пропустить выгодное предложение, вовремя не проверив почту или дайрект, а те, для кого очень важны родные и близкие, страшатся сообщения о несчастном случае с ними. Подобное существовало еще в эпоху проводных телефонов, но тогда человек отдыхал, хотя бы покидая квартиру. Кроме того, рабочий режим практически исключал требования о правках или дополнительном труде в неурочное время.
FOMO может случиться не только по рабочим или учебным вопросам. Нынешний ритм жизни требует быть в курсе всего актуального. Есть риск, что человек, пропустивший, скажем, мем «Балерина Капучино» или сериал «Энтернафт» на какое-то время выпадет из социума. Ему просто станет непонятно, о чем все вокруг говорят. Прежде культурное событие, например, премьера блокбастера, считалось актуальным несколько месяцев. В 1997-ом году о фильме «Титаник» говорили целых полтора года. В прошлом году важным событием киноиндустрии стал второй сезон «Игры в кальмара». Прошло всего два месяца и о нём все перестали говорить. Подростки же опасаются пропустить важное приглашение. Раньше существовали элементарные этические нормы. Почти никто не звонил в три ночи, потому что у него появлялось желание выехать с утра на шашлыки. Теперь же об этом можно написать в общий чат, и такие же бодрствующие быстро откликнутся на предложение, а будить никого не придется. Если говорить о чатах, то есть чаты домовые, родительские, рабочие. Там в три часа ночи могут обсуждаться вопросы поважнее шашлыков.
Постоянное ожидание звонка приводит к формированию так называемого «Синдрома фантомных вибраций» В списке кодов заболеваний его ещё нет, но с 2012-го это стало частым термином в англоязычных справочниках по психиатрии. Суть этого синдрома в том, что у человека случаются галлюцинации. Ему кажется, что на телефон пришло сообщение. Такое наверняка бывало с каждым, у кого есть хотя бы кнопочный мобильник, но уже зафиксированы случаи, когда это происходит в владельцами смартфонов постоянно.
Впервые же синдром фантомных вибраций был замечен в 2007-ом году. Удешевление мобильно связи привело к тому, что люди стали звонить друг другу по пустякам.
Из того же разряда и навязчивое желание тут же прочитать сообщение с телефона. Это может быть спам, реклама, уведомление о лайках, Push-сообщение и другой бесполезный хлам, но человек, догадываясь об этом, всё-равно испытывает беспокойство, не проверив смартфон. В это время владелец телефона может быть за рулем, находиться на важных переговорах, есть, пытаться уснуть. Но после уведомления все его мысли будут касаться лишь телефона, и человек не успокоится, пока не узнает, что незнакомец с “Фейсбука” лайкнул фото котика, выложенное три года назад.
В запущенном случае это ведет к номофобии, то есть к страху оказаться без телефона. Человеку дискомфортно находиться без смартфона даже четверть часа, например в душе или туалете. А если случится оказаться в зоне, где мобильная связь недоступна, то дело может закончиться и приступами панической атаки. От этого владельцы телефона до ужаса боятся сломать или потерять свой гаджет, и одна только мысль, будто заряда может не хватить до следующей розетки, вызывает тахикардию и одышку.
Конечно, в наши дни мало приятного в том, чтобы разбить дорогой гаджет. Это чревато непредвиденными расходами. Не очень хорошо и остаться без возможности заказать такси через приложение или оплатить товар по QR-коду. Но тревожными эти симптомы становятся, когда человек думает об этом слишком часто, по нескольку раз в день. Сгоревший холодильник ведь тоже пробьет большую дыру в семейном бюджете, а без стиралки придется несколько дней возиться с тазиком. Но большинство людей вообще не особенно задумываются о вероятности такой угрозы и понимают, как трудно жить без микроволновки, лишь тогда, когда она сломается.
Конец света есть? А если найду?
Еще одно интернет-явление, только на первый взгляд кажущееся безобидным, обозначается термином «думскроллинг». В буквальном переводе оно означает «поиск апокалипсиса». Впервые оно стало массовым в 2012-ом году, когда пользователи постоянно гуглили новости о возможной аварии на адронном коллайдере и приближении планеты Нибуру к Земле. Суть этого явления в том, что человек намеренно, чаще всего, сам того не осозновая, ищет в интернете только плохие новости. Если в 2012-ом году думскроллинг был уделом малограмотных параноиков, то с 2020-го перед ним не устоял никто. Люди, напуганные коронавирусом, искали самые жуткие новости о заразе. Но тогда ковид и в самом деле мог войти в любой дом. С 2022-го пользователи стали искать новости, не касающиеся их напрямую. Но только боевыми действиями на востоке Европы дело не ограничилось. Сейчас в топе просмотров ролики из Израиля и Ирана, где пылают города от ракетной атаки, с неделю назад люди следили за беспорядками в США, а до этого за пожарами в Лос-Анджелесе. Причем рекордное число просмотров набирали самые жуткие кадры. Интересоваться политикой и событиями в мире - нормальное явление. Думскроллинг же опасен тем, что люди, выбирая самые страшные новости, начинают испытывать тревожность и депрессию. Ведь для них настоящее состоит только из этого: войн, стихийных бедствий, человеческих смертей. Не каждая психика такое выдержит. На первый взгляд столкновение двух государств, приводящее к тысячам смертей, безусловно важнее новости из казахстанского фермерского хозяйства, что в этот месяц уродилось особенно много морковки. Но если вдуматься, подешевевшая морковь для рядового казахстанца намного актуальнее, чем сгоревшая вилла голливудской звезды.
Но именно позитивные новости всегда оказываются самыми не просматриваемыми, если вообще попадают в новостные сводки.
Как бы плохо не говорилось а цензуре в СССР, но там негативная информация подавалась очень дозировано. Например, в день аварии на Чернобыльской АЭС самой крупной техногенной катастрофе в истории человечества отдавалась всего 125 секунд из 20 минутного новостного выпуска. Остальное же время занимали репортажи о том, как трудящиеся Советского Союза готовятся к Первомаю. И это в эпоху Гластности. До Перестройки о катастрофах по ТВ вообще не было не слова. Такие методы давали иллюзию стабильности и порядка в стране, отчего простые граждане тревожности не испытывали. Конечно, розовые очки - это тоже не выход, но опасность думскроллинга не в том, что пользователь знает шокирующую правду, а в том, что, в отличие от ТВ, человек сам определяет, какие новости ему хотелось бы прочитать, и выбирает только самые пугающие.
Я в домике!
Еще одно явление, которое получило широкое распространение во время пандемии - работа на удалёнке. И сотрудники, и работодатели быстро поняли, насколько это удобно для некоторых профессий. Теперь не нужно тратить время на дорогу в офис, при легком заболевании не требуется идти в поликлинику за больничным, можно работать в маленьком городе, где маленькая для мегаполиса зарплата становится целым состоянием, и даже в отпуск можно махнуть, не отпрашиваясь у начальства, лишь бы в отеле был Wi-Fi, а ноутбук поместился в ручную кладь.
Но все эти плюсы хороши лишь для человека, склонного в самодисциплине. Без этого качества удаленка наносит серьезный вред здоровью.
Все дело в режиме дня. Как ни тоскливо переться в офис каждое утро под дождем или в холод, но вставать при этом приходится в одно и то же время, как и заканчивать работу либо отправляться на обед. Так организм человека настраивается на определенный режим сна, бодрствования, мозговой активности, приема пищи и даже физической активности. В тренажерный зал ходят не все, но дорога в офис всё-таки какие-то группы мышц заставляет работать.
При удаленке можно дрыхнуть до полудня, а работать над проектом глубокой ночью. Но это полбеды. “Совы” в отличие от “жаворонков” ночью могут быть более продуктивны. Гораздо хуже, когда человек каждый день работает в разное время. Сегодня он все сделал ещё до обеда и счастливо досыпает остаток дня, завтра ему захотелось творить глубокой ночью, а послезавтра вообще не делать ничего, а валяться в постели и смотреть сериалы, потому что дедлайны не горят. При таком режиме сбиваются фазы сна, перекусы тоже происходят в разное время и метаболизм за ними не успевает. При отсутствии графика может возникнуть и тревожность, когда до дедлайна было много времени и человек занимался более приятными, но бесполезными делами, вроде шопинга или хобби. Это актуально для тех, кто может работать лишь под пристальным взором начальника
За неспособность самоорганизоваться приходится платить ожирением, бессонницей или, наоборот, сонливостью, депрессией от нехватки простого общения, нарушением функциональности мышц и суставов, если рабочим местом стала собственная кровать.
Если же в целом говорить о вреде высоких технологий для здоровья, то главной из бед стали проблемы со зрением. 90% владельцев компьютеров и смартфонов жалуются на сухость и резь глазах, а так же на развитие близорукости. От этой напасти не застрахованы и те, кто пользуется компьютерами весьма умеренно, только для работы.
Хотя было бы несправедливым говорить, что высокие технологии приносят нам только зло. Наверняка и самым первым изобретением в истории человечества- каменным топором, неандертальцы сначала не раз калечились, прежде чем научиться работать им без вреда для здоровья. В интернете есть множество советов, как снизить вред от гаджетов, но особенно важным остается только один - если есть возможность отложить смартфон, выключить ноутбук, и просто прогуляться в парке, то этой возможностью нужно непременно восользоваться.