«Зять должен вести себя скромно и знать свое место» - этнолог прокомментировала мужской «салем салу»

Так, любопытный снимок нашелся в туркестанском альбоме в библиотеке Конгресса США, пишет Caravan.kz со ссылкой на Stan.kz. На нем можно увидеть двух мужчин, один из которых кланяется трем замужним женщинам.

Что происходит на фото

Фотографию прокомментировала этнолог Булбул Капкызы.

По ее словам, у казахского народа действительно существовал обычай, согласно которому зять, приходя в дом тещи и тестя, кланялся старшим в знак уважения.

«Сейчас обряд приветствия со стороны зятя стал встречаться все реже. При вступлении в брак невеста кланяется родственникам. Зять в свою очередь тоже - как своим, так и супруги. У казахов есть пословица: «С именем зятя выносят золу», что означает обязанность зятя проявлять уважение, служить родственникам жены. В этом приветствии нет ничего постыдного. Зять должен вести себя скромно и знать свое место», - говорит этнолог.

Ее мнение подтверждается очерком Ыбырая Алтынсарина, написанным в 1868 году. В труде под названием «Очерки о сватовстве, выдаче замуж и свадебных обычаях казахов Оренбургского ведомства» подробно описано, в каких случаях зять выражал почтение семье невесты.

«Жених, прибывший, чтобы впервые увидеть свою невесту, каким бы сведущим он ни был в хозяйственных делах, вынужден подчиняться строгим требованиям тестя. Когда тесть, удовлетворенный результатом, дает согласие на приезд зятя, в двух километрах от аула ставят шатер. В нем собираются женщины, приглашенные встретить жениха. Когда жених и его спутники приближаются к шатру, а женщины выходят им навстречу, все мужчины обязательно слезают с лошадей. При приближении женщин жених кланяется им в знак уважения», - говорится в очерке.

Согласно этому описанию, зять также обязан войти в предназначенный для него шатер и поклониться близким родственникам невесты.

«После поклона женщинам близкие родственники невесты под руки вводят жениха с его спутниками в украшенный шатер, где постелены ковры и подготовлено спальное место. Зять может занять свое место только после того, как поклонится близким родственникам невесты. Затем женщины могут потребовать, чтобы он поклонился вновь. Если зять отказывается - ему могут влепить пощечину или толкнуть. Если и это не помогает - все расходятся, а тесть выгоняет жениха», - говорится в очерке.

Ыбырай Алтынсарин уже в XIX веке отмечал, что этот обычай начал исчезать.

Какие обязанности возлагаются на зятя перед семьей супруги

Этнограф Булбул Капкызы также рассказала, какие обязанности должен исполнять зять, приходя в дом жены.

По ее словам, согласно казахским традициям, зять никогда не дает бата в доме тестя и тещи и не говорит раньше старших по возрасту людей. Это негласное, но строго соблюдаемое правило.

«Зять в доме тестя должен выполнять всю необходимую работу. Есть такой обычай – «ілу». Именно с этого начинается обязанность зятя. Сейчас у нас на ілу приносят ковер, но это неправильно, нужно приносить шапан. Зять вешает его на жердь юрты, если это юрта, или на вешалку, если это современный дом. Это означает: «Я теперь тоже ваш сын». Это - первый ритуал, который должен совершить зять», - поясняет этнограф.

Также у казахов существует обычай: когда зять впервые приходит в дом, он смазывает порог маслом и капает его в огонь. Это означает, что он будет хорошим мужем - надежным, благополучным, способным обеспечить семью.

Энергетик и мужской стимулятор: чем девушки угощали своих парней на Наурыз