На большой сцене, в съёмочном павильоне телеканала КТК перед полным залом зрителей, под софитами и прицелом 12-ти телекамер сольные исполнители и вокальные коллективы пели популярные эстрадные песни.
Оценивало выступление строгое жюри: известная казахстанская певица Нагима Ескалиева, преподаватель вокала и продюсер Султана Каражигитова, композитор и музыкант Александр Шевченко.
Обстановка в зале и за кулисами была самая что ни на есть накаленная. Еще бы - три или два «да» от жюри – и участник выходит на второй тур. Три или два «нет» - и отправляется домой. Порой даже участники с большим опытом выступления дрожали, бледнели и холодели от страха перед выходом. Кому-то все же удавалось собраться и показать себя на все сто. Но были и те, кто совсем терялся от строгих комментариев жюри. Надо признать, большинство из них были справедливыми.
Часто случалось так, что участники проявляли себя только с одной стороны: то профессиональному вокалу не хватало артистизма исполнителя, то исполнение, которое могло быть сильным и красивым, тускнело от слабой, неинтересной самой по себе песни.
Неправильный выбор песни вообще подвёл многих участников. Одни переоценивали возможности своего голоса, выбирая песни со сложными вокальными партиями - например, хиты Кристины Агильеры или Бейонсе. Другие, напротив, могли бы взять высокую планку и показать всю силу и диапазон вокала, но выбирали для исполнения примитивные, коммерческие хиты в стиле «два притопа, три прихлопа».
Среди участников были и те, кто чувствовал себя на сцене как рыба в воде - хорошо и красиво двигался, танцевал и даже совершал акробатические кульбиты. Некоторые из таких участников буквально взрывали зал, и тогда публика (а иногда вместе с ней и жюри!) вскакивала со своих мест и аплодировала выступающему стоя.
Таким вокалистам за яркость, смелость и умение завести зрителей жюри прощало даже погрешности в пении. Кстати, среди них было много самоучек. Может быть, именно поэтому жюри относилось к ним снисходительнее, чем к исполнителям профессионального уровня.
За кулисами царили и смех, и слезы. Лили слезы те, кто услышал твердое «нет» - ведь их надежды оборвались всего лишь на первом туре. Радовались те, кто прошел во второй тур – а таких оказалось сто двадцать человек.
Было несколько ситуаций, когда аудитории выступление нравилось, а жюри голосовало против (и это автоматически означало, что участник покидает проект). Тогда зрители топали ногами и улюлюкали, выражая свой протест, на что Нагима Ескалиева реагировала так: «Ну-ка не давите на меня, я сама слышу, кто здесь лучший!». Однако пару раз, когда публика уж слишком явно протестовала, певица, после замечания залу, повернулась к участнику и сказала: «Да», позже пояснив: «С голосом надо еще работать, но если залу настолько понравилось выступление, значит, вокалист смог покорить зрителя, а это в нашей работе очень важно».
В целом, по словам жюри, тот самый «икс-фактор», изюминка, эксклюзив, который заставил бы их сказать про участника: « Да, это настоящее открытие!», пока ими не найден. Поэтому поиск продолжается.
Впереди участников ждет еще много испытаний, но они настроены по-боевому. «Мы готовы вывернуться наизнанку, лишь бы победить», - признавались за кулисами люди самого разного возраста. И это вполне объяснимо. Для большинства участвующих в проекте X Factor конкурс - это реальная возможность начать свою вокальную карьеру. Да и куш немалый: победить, получить 10 миллионов тенге и стать звездой - ради такого итога стоит постараться!