В октябре 2003 года Ш. Магомедгаджиев и Г. Мусаев осуществили нелегальную врезку в трубопровод КТК с целью хищения нефти. Во время патрулирования трассы службой охраны КТК эта врезка была обнаружена. Сотрудники службы охраны организовали засаду в непосредственной близости от места врезки и задержали злоумышленников при попытке совершить в ночное время хищение нефти.
Суд приговорил обоих подсудимых к трем годам лишения свободы. Учитывая смягчающие обстоятельства, постановил считать меру наказания условной с испытательным сроком. В случае нарушения режима исполнения наказания приговор может быть изменен на лишение свободы.
“Консорциум тратит около $10 млн. в год на обеспечение безопасности и охрану трубопровода, - сказал первый заместитель генерального директора КТК Сергей Гнатченко. - И данный случай показывает, что эти затраты оправданы”.
Служба безопасности КТК совместно с правоохранительными органами реализует комплекс мер по усилению режима доступа в охранную зону магистрального нефтепровода, предотвращение незаконных врезок, их своевременное обнаружение, а также пресечение деятельности всех лиц, причастных к этому виду преступлений. В частности, активно используются современные инженерно-технические средства охраны, ведется регулярное круглосуточное наземное и воздушное патрулирование, электронный мониторинг.
“Хочу отметить важность сотрудничества с правоохранительными органами. Только совместными усилиями можно пресечь попытки хищения нефти из трубопровода. Несанкционированные врезки - это не просто хищение и порча чужой собственности. Преступники посягают на общественную безопасность, загрязняют окружающую среду и рискуют своей жизнью”, - сказал С. Гнатченко.
Это уже второй случай вынесения судебного приговора по делам, связанным с попытками хищения нефти из нефтепровода КТК. В ноябре 2003 года за осуществление незаконной врезки в трубопровод КТК, хищение 83 078 литров сырой нефти, ведение незаконной предпринимательской деятельности и загрязнение земли были осуждены два человека в Республике Калмыкия.
Протяженность трубопровода КТК, соединившего нефтяные месторождения Западного Казахстана с новым морским терминалом на российском побережье Черного моря, составляет 1510 км.
Доли участия правительств-основателей КТК распределяются следующим образом: Россия - 24%, Казахстан - 19%, Султанат Оман - 7%. Среди частных нефтяных компаний-участников консорциума - Шеврон Каспиан Пайплайн Консорциум Компани (Chevron Caspian Pipeline Consortium Company) - 15%, ЛУКАРКО Б.В. (LUKARCO B.V.) -12,5%, Роснефть-Шелл Каспиан Венчерз Лтд. (Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited) - 7,5%, Мобил Каспиан Пайплайн Компани (Mobil Caspian Pipeline Company) - 7,5%, Аджип Интернешнл Н.В. (Agip International (N.A.) N.V.) - 2%, БГ Оверсиз Холдинг Лтд. (BG Overseas Holding Limited) - 2%, Казахcтан Пайплайн Венчерз ЛЛС (Kazakstan Pipeline Ventures LLC) - 1,75% и Орикс Каспиан Пайплайн ЛЛС (Oryx Caspian Pipeline LLC) - 1,75%.