За месяц тенге девальвировал к доллару почти на 2%, с начала года – на 3,8%

В прошлом месяце колебание обменного курса тенге к доллару было значительным – в диапазоне 131,39 – 136 тенге за доллар. По словам А. Сайденова, это обусловило активное вмешательство Национального банка. «Практически регулятором, который сглаживал колебания в обе стороны, являлся Нацбанк. За прошедший месяц мы продали почти $700 млн. из своих золотовалютных активов, чтобы удержать резкий скачок вверх курса доллара», - пояснил глава Нацбанка.
По мнению А. Сайденова, укрепление американской валюты к тенге не имеет фундаментальных факторов. Так состояние платежного баланса Казахстана за первый квартал 2005 года (профицит $509 млн. против $282 млн. в первом квартале 2004 года), а также благоприятные прогнозы макроэкономического развития страны и мнение международных экспертов о хорошем потенциале тенге говорят в пользу укрепления национальной валюты. Тем не менее, глава Нацбанка отметил, что «практика первых шести месяцев (2005 года) показала, что движение (курсов) как раз прямо противоположное».
Отчасти А. Сайденов связывает укрепление американской валюты с динамикой ее курса к евро, отчасти с возросшим спросом на доллар со стороны банков и пенсионных фондов, которые стремятся получить доход на колебаниях курса. Определенное место занимает спекулятивная составляющая, но влияние этого фактора, по словам А. Сайденова, не является доминирующим.
Глава Нацбанка также не связывает укрепление доллара с неопределенностью срока президентских выборов в Казахстане. «Я думаю, что политическая неопределенность, в целом безотносительно Казахстана, играет свою роль в восприятии инвесторами стабильности и инвестиционного климата. Но приоритет при принятии инвесторами решений остается за макроэкономической стабильностью, которая в Казахстане есть», - отметил он, добавив при этом, что «анализ связи между политическими событиями, прежде всего предстоящими, и принятием решений экономическими агентами должны проводить политологи».
А. Сайденов также не стал делать прогнозов по динамике обменного курса ни на ближайшую перспективу, ни до конца года, отметив, что, как и прежде, Нацбанк не устанавливает коридоров. «У нас нет никаких коридоров ни снизу, ни сверху», - сказал он. Вместе с тем, глава Нацбанка отметил, что банк готов действовать на валютном рынке в качестве основного регулятора, и не допустит резкого колебания курса.