По информации председателя ассоциации чеченцев “Вайнах” Ахмеда Мурадова, миграционная полиция УВД Костанайской области выслала из области трех мужчин-чеченцев за нарушения паспортного режима РК. Также, сообщил А.Мурадов, начались повсеместные и массовые привлечения к административной ответственности беженцев за нарушение миграционного законодательства и “это процесс идет по нарастающей”.
Суть “джентльменского соглашения”, пояснил юрист представительства УВКБ в РК Себаа Ауэд, состоит в том, что правительство РК, не придавая беженцам из Чечни правового статуса беженца, не препятствует их проживанию в республике, регулируя их положение соглашением между РК и РФ о правовом статусе граждан, постоянно проживающих на территории соседнего государства. Однако в последнее время, в частности, после захвата заложников в театральном центре в Москве, отношение властей к чеченцам резко изменилось. Таким образом, подчеркнул С.Ауэд, РК нарушает обязательства, взятые после ратификации Конвенции ООН 1951 года и Протокола к нему 1967 года о статусе беженцев, основным требованием которого является безопасность беженцев и не высылка их из страны пребывания.
Управление предлагает правительству РК рассмотреть вопрос о придании чеченцам статуса беженца, что не потребует дополнительных материальных затрат от государства, однако это определит правовой статус. Также УВКБ призывает официальные органы РК принимать в исполнение рекомендации президента РК по положению беженцев в республике.
УВКБ ООН понимает, отметил Ю.Ханьо, что “соблюдение положений Конвенции о статусе беженцев требует много усилий и установление надлежащей защиты - это долгий процесс”, а также поддерживает усилия РК по соблюдению своей безопасности. Для достижения этих целей необходимы совместные усилия УВКБ и правительства РК.
По информации УВКБ ООН, в Казахстане проживает до 20 тыс. беженцев, в том числе из Афганистана, стран Африки и Азии. Наибольшее количество беженцев, по мнению представительства комиссариата, прибыло в РК из Чечни - 12 тыс. человек, однако никто из них не имеет официально признанного статуса беженца.