Как заявил на недавней пресс-конференции в Москве вице-премьер России Виктор Христенко, “с появлением этого документа будет дан старт переговорному процессу по подготовке соглашения о едином экономическом пространстве, проект которого президенты четырех стран рассчитывают получить в сентябре текущего года”.
По словам В. Христенко, участниками проекта движут прагматичные интересы в стремлении расширить пространство, где можно минимизировать или свести к нулю издержки по движению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Одним из главных атрибутов интеграции участники идеи видят перспективу формирования наднациональных структур, которые взяли бы на себя полномочия по регулированию основных элементов деятельности экономик стран "четверки".
Идея единого экономического пространства подразумевает также координацию валютной политики стран-участниц объединения. Однако это не требует в обязательном порядке введения единой валюты и создания единого эмиссионного центра. Речь идет лишь о необходимости координации действий.
По словам В. Христенко, идея единого экономического пространства в рамках "четверки" не противоречит принципам функционирования различных структур на пространстве СНГ.
Вице-премьер РФ убежден, что в рамках "четверки" можно сформулировать модель, которую потом можно будет предложить участникам ЕврАзЭС и СНГ.
"Четверка" может выступить "локомотивом" интеграционных процессов на достаточно серьезную перспективу, считает В. Христенко.
При этом одним из острейших вопросов он называет согласование позиций сторон по вопросам вступления во Всемирную торговую организацию, поскольку "степень их согласованности" является необходимой предпосылкой для формирования единого экономического пространства "четверки".
Россия, Украина, Беларусь и Казахстан в совокупности обеспечивают 94% общего ВВП СНГ и около 88% товарооборота на пространстве Содружества.