Вечная дружба в Центральной Азии - это дань политической риторике, но к этому нужно стремиться - глава МИД РК

Министр полагает, что “сотрудничество такое, до которого мы доросли сегодня”. В то же время, если отношения между центрально-азиатскими странами ухудшатся, “это серьезно дестабилизирует ситуацию в регионе”, - считает К. Токаев.
Глава МИД Казахстана также обозначил ряд вызовов и угроз безопасности и стабильности Центральной Азии. К ним он отнес бедность населения, производство наркотиков, нехватку и нерациональное использование водных ресурсов. При этом последнее министра назвал “серьезной проблемой”. “Мы не можем договориться по созданию водно-энергетических консорциумов, потому что есть разница в интересах и подходах”, - сказал он. Среди вызовов и угроз К. Токаев также видит нелегальную миграцию, трафик людей, религиозный экстремизм и терроризм.
По мнению главы МИД, существует еще ряд факторов, способных изменить ситуацию в регионе. Главный среди них - “исконное, историческое соперничество между нашими странами”. “Оно будет, особенно, между Казахстаном и Узбекистаном”, - уверен К. Токаев. Министр считает, что не стоит “гипертрофировать, преувеличивать этот фактор, но и нельзя его сбрасывать со счетов”.
К факторам, способным дестабилизировать ситуацию глава внешнеполитического ведомства также отнес “разный уровень развития, который обозначился за последние 10-12 лет”. При этом К. Токаев подчеркнул, что выступает “против того, чтобы заниматься самоуспокоением, говорить, что Казахстан лидер, Казахстан опередил всех, Казахстан идет впереди всех государств”. “Это факт, но пусть об этом говорят наблюдатели”, - заметил министр. “Особенно нельзя заниматься самоуспокоением на фоне тех перспектив, которые имеет Узбекистан”, - считает К. Токаев. Он заявил, что “очень серьезно” оценивает потенциал этой страны. Узбекистан в силу геополитического окружения, в силу других субъективных факторов “несколько отстал в своих реформенных процессах”, - сказал глава МИД Казахстана, пояснив, что “потенциал у этой страны большой”.
Еще одним фактором министр назвал “разные подходы государств к геополитическим реалиям” в мире. Каждое “по-своему представляет свои интересы, по-своему представляет или воспринимает факторы, обеспечивающие стабильность и безопасность в регионе”.